Россияне сохраняют оптимизм
Жители развивающихся стран, в том числе и России, уверены в успешном преодолении кризиса в течение ближайшего года, говорится в октябрьском исследованим Nielsen "Индекс потребительского доверия в России в мире".
В то же время, жители стран с развитой экономикой полны мрачных ожиданий. 63% участников глобального онлайн исследования считают, что их страна сейчас переживает экономический спад, и лишь 18% из них считают, что в ближайший год ситуация может исправиться. Больше всего оптимистов, уверенных в преодолении рецессии в ближайшие 12 месяцев, обнаружено в Индии (51%), Вьетнаме (45%), Китае (34%) и России (31%).
Глобальное онлайн-исследование Nielsen, охватившее 52 государства, проводилось в самый разгар мирового финансового кризиса — конец сентября/начале октября. В настоящее время индекс потребительского доверия снизился в 44 странах, участвовавших в исследовании. Данный показатель рассчитывается дважды в год на основе таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары.
В 1 полугодии 2008 года глобальный индекс упал сразу на 6 пунктов, но в октябре 2008 года потерял только четыре. В эпицентре мирового финансового кризиса — в США, наблюдается схожая картина – к маю 2008 года индекс снизился на 17 пунктов, в октябре — лишь на 1 пункт (до 82). "На самом деле потребители начали готовиться к "плохому сценарию" еще в первой половине 2008 года. Именно тогда они уже приготовились затянуть пояса и начали менять свое покупательское поведение", — говорит Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе.
Индекс потребительского доверия в России сохраняет относительную стабильность на протяжении последних двух лет, хотя потерял 2 пункта по сравнению с маем 2008 года — из-за на непрерывного роста инфляции и обеспокоенности российских потребителей состоянием национальной экономики. Почти половина опрошенных Nielsen (49% россиян) уверены, что страна погружается в состояние рецессии (против 34% в первом полугодии 2008 года). При этом 42% не ожидают положительных изменений в экономике, а 31% уверен, что ситуация изменится к лучшему. 27% опрошенных затруднились с ответом и находятся в неуверенности, как сложится ситуация в дальнейшем.
Больше всего россияне волнуются о состоянии национальной экономики и собственном здоровье, на третьем месте находится рост цен на продукты питания (продовольственная инфляция беспокоит 19% опрошенных). "Российский потребительский рынок один из немногих, сохраняющих стабильность. Да, потребители также как и в других странах ощущают влияние кризиса, но, как показывает исследование Nielsen, значительных перемен в структуре расходования свободных средств, оставшихся после основных затрат на проживание, пока не произошло", — говорит Михалис Кристу.
Несмотря на рост пессимистических настроений, большинство россиян по-прежнему уверены в состоянии собственных финансов — в октябре 2008 года, 67% респондентов охарактеризовали состояние собственных финансов как хорошее или отличное, хотя их число несколько изменилось — всего на 4% меньше, чем в первом полугодии 2008 года. 42% участников исследования Nielsen в России уверены, что ближайшее время вполне подходит для покупок — почти столько же сколько и в предыдущие волны исследования.
В первую очередь потребители готовы снижать расходы на развлечения вне дома (56%), отложить обновление техники (48%), тратить меньше на одежду (42%) и отказаться от замены крупных предметов быта (41%). Впрочем, отказ от "выходов в свет" окажется на руку не только производителям товаров для домашних развлечений, но и онлайн-торговцам.
"Даже спад в экономике дает новые возможности для роста, — утверждает региональный директор Nielsen. Компании, которые продолжат инвестировать в развитие продуктов и поддержку связи со своей целевой аудиторией, выйдут победителями из нынешнего кризиса. Инвестиции в бренд и поддержку лояльности потребителей в времена кризиса обязательно окупятся в лучшие времена, которые непременно наступят. Потребители останутся с теми производителями и ритейлерами, которые способны учитывать их меняющиеся потребности и соответствовать новым ожиданиям".
http://journal.trainex.ru/article/26/