Жаркие законы июля
Июль оказался богатым на изменения в законах, напрямую затрагивающих отечественный бизнес. В этом материале мы расскажем о летних обновлениях, влияющих на отечественную интернет-торговлю.
О рекламе
Тема спама всегда привлекала и продолжает привлекать внимание как СМИ, так и многочисленных борцов с этим явлением. С 1 июля вступил в силу Федеральный закон "О рекламе", прямо запрещающий спам.
"Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием", – говорится в п.1 статьи 18 данного Закона. Так что, любители рекламы дешевой, эффективной, но считающейся неэтичной – теперь вне правового поля.
Любопытно, что следующий пункт фактически делает незаконными вообще любые автоматические рассылки (например, рассылку обновлений каталога, на которую добровольно подписывается пользователь, информирование об обновлении дискуссий форума и др.). П.2 статьи 18 гласит: "Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)". Формально получается, что если рекламная рассылка осуществляется, к примеру, регулярно по базе данных подписчиков ("с применением средств выбора… без участия человека") – она также неправомерна! Опять "хотели как лучше"?
Ответственность за рассылку спама, согласно новому закону, несёт рекламораспространитель, так что не исключено, что цены на спам повысятся – появится надбавка "за риск". Мера этой ответственности в документе не прописана, так что остается ждать принятия дополнительных постановлений и актов. К сведению: за соблюдением закона "О рекламе" у нас следит Федеральная антимонопольная служба. Увы, пока что, её чиновники особого рвения к борьбе со спамом не высказывали.
И, перед тем, как мы перейдём к другим приятным новациям, хотелось бы обратить внимание на статью 8 этого же закона, которая озаглавлена "Реклама товаров при дистанционном способе продажи". Здесь говорится: "В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
Не помешает проверить размещены ли эти данные у вас на сайте. Кстати говоря, в очень многих крупных интернет-магазинах (не будем перечислять) такой информации найти не удалось.
Спирт, спирт, спирт
Про обязательный возврат алкоголя на склады оптовиков, неработающую систему новых акцизов и пустые полки винных отделов, которые обнаружили покупатели 1 июля, не писал только ленивый. Поэтому, не будем долго рассказывать об этом, просто приведём цитату с одного из сайтов, торгующего спиртными напитками: "В связи с мудрым и хорошо продуманным переходом на новые акцизы, пожалуйста, перед заказом коньяков, арманьяков, виски, ликеров, граппы, рома и прочих алкогольных напитков уточняйте наличие выбранного Вами товара на складе".
Но, под "раздачу" новой редакции закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" попали не только торговцы горячительными напитками. Закон затрагивает всех производителей и дистрибьюторов спиртосодержащей, в том числе, парфюмерной продукции. Клеить на флаконы акцизки производители и дистрибьюторы не должны, а вот получить лицензию и подключиться к государственной системе учёта – обязаны. С подключением и вводом данных в систему, как известно, возникла заминка. Впрочем, розничных продавцов это затронет лишь косвенно. Страдают те, кто не успел запастись достаточным количеством товара на время, пока оптовики не наладят нормальную работу. Ожидается и повышение цен. Марианна Пенькова, директор ассоциации продавцов духов "Парфюмерный клуб" в своём интервью "Комсомольской правде" заявила об ожидаемом увеличении стоимости дорогих духов – на 30%, а дешёвых – в два раза.
В последние дни органы власти начали активно решать проблему, которая затрагивает далеко не только интернет-магазины. Со специальным заявлением выступили представители Общественной палаты и спикер Госдумы; после напоминания премьер-министра, соответствующие заявления сделали и профильные ведомства. По оценкам разных должностных лиц, на полную нормализацию ситуации должно уйти от одного до нескольких месяцев. Надо надеяться, что малые и средние предприятия, работающие в затронутых кризисом отраслях, не успеют за это время разориться.
Послабления для высокотехнологичных
А вот закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий…", одобренный недавно Советом Федерации, как раз никакого отношения ни к торговле через Интернет, ни даже к фирмам, оказывающим сопутствующие услуги (например, разработку сайтов и интернет-магазинов), – не имеет. Льготные ставки единого социального налога будут применяться только в отношении IT-компаний, численностью от 50 человек, чей доход на 90% обеспечивается реализацией программ для ЭВМ и баз данных. Причём, 70% дохода должны составлять платежи из-за границы. Так что, изменения есть, "да не про вашу честь".
Готовимся к "трудовым" поправкам
7 июля были опубликованы изменения в Трудовой кодекс РФ. Почти 600 поправок направлены в основном на защиту прав работников.
Одно из заметных нововведений – работодателей-индивидуальных предпринимателей уравняли в обязанностях с юридическими лицами. Теперь, ПБОЮЛ, как и компаниям, придётся вести на своих сотрудников трудовые книжки, а также выполнять другие требования, которые до недавнего времени предъявлялись только к компаниям.
Из других значимых изменений – необходимость компенсировать потери за задержку зарплаты и предлагать увольняемым по сокращению штата все имеющиеся на предприятии вакансии. Срочные договоры в малом предпринимательстве теперь могут заключать работодатели с численностью сотрудников до 35, а в розничной торговле – до 20 человек.
Как уже было сказано, поправок много, но есть и время хорошенько их осмыслить: изменения вступят в силу в начале октября 2006 года.
Пока на связи
Не секрет, что многие небольшие интернет-магазины пользуются для приёма заказов либо "прямыми" мобильными номерами, либо специальными сервисами вроде "Базы" от Центрального телеграфа.
Как ни странно, ничего катастрофического со вступлением с 1 июля в силу закона "О связи" для них не произошло. Звонки на "прямые" московские номера (в том числе, мобильные) остаются бесплатными для звонящих, как минимум, до 1 января 2007 года.
Мобильные операторы ввели / повысили стоимость оплаты за соединение, а провайдеры "псевдостационарных" телефонов теперь требуют оплачивать исходящую связь, вместо входящей. Но, учитывая, что большая часть звонков в такие "call-центры" – входящие, небольшие магазины явно не проиграли от вступления закона в силу.
Что дальше?
Разумеется, процесс законотворчества на этом не остановится. На осень намечено рассмотрение законов, регулирующих фармацевтическую отрасль, малый бизнес и многие, многие другие сферы предпринимательской деятельности. Но, похоже, что многострадальный закон "Об электронной торговле" в обозримом будущем рассматриваться не будет. Может, оно и к лучшему?
Торговля - она и есть торговля. Какая разница, как выглядит витрина - как реклама по телевизору (супернадувная кровать), каталог товаров с красивой полиграфией, или тот же каталог, но на экране монитора. Свернуть