Российский рынок B2B: состояние и тенденции развития. Часть 5 - Проблемы
Предыдущая часть: "Планы развития"
Хотя у подавляющего большинства российских компаний практически отсутствует стратегия в области электронного бизнеса, большинство руководителей считают электронную коммерцию перспективным направлением в будущем, но в настоящее время, по их мнению, нет достаточных предпосылок для ее внедрения.
Среди факторов риска при внедрении технологий электронного бизнеса почти все химические компании отмечают следующие:
Создателям торговых интернет-площадок в России придется столкнуться с серьезными, специфическими для нашей страны, проблемами. Дело в том, что развитие проектов В2В на Западе опирается на богатый опыт, полученный компаниями при разработке и эксплуатации корпоративных сайтов и информационных систем. В России же такого опыта нет. Как нет и привычки тщательно планировать и разрабатывать стратегию своего бизнеса. Это препятствует крупным инвестициям в В2В-проекты, поэтому многие из них живут долгое время лишь на бумаге.
Традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться с конкурентами являются основными причинами неразвитости электронной коммерции B2B в России. Высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков не способствуют стремлению игроков включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач.
Другими причинами медленного развития B2B в России является неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения B2B, недостаток в IT-специалистах, хорошо понимающих бизнес-процессы, отсутствие интернет-законодательства и общий скептицизм, связанный с падением NASDAQ.
Далее, чтобы компания могла вести успешный бизнес в Интернет, она должна иметь современную систему управления и планирования производства (ERP – Enterprise Resource Planning). Именно такая внутренняя информационная система является своеобразной стартовой площадкой для перехода на системы электронного взаимодействия с клиентами, поставщиками и партнерами. В России же далеко не все даже крупные предприятия имеют хорошо развитую систему ERP. А что уж говорить об их клиентах и поставщиках, среди которых, в большинстве случаев, малые и средние компании? В России многие предприятия об автоматизации внутренних бизнес-процессов и не слышали. В каком-то смысле системы В2В – это следующее поколение систем ERP.
Между тем на Западе повальное увлечение системами ERP середины 90-х уже сменилось таким же повальным увлечением CRM (Client Relations Management). Если раньше компании пытались повысить эффективность своего бизнеса за счет оптимизации внутренней структуры, то сейчас – за счет оптимизации отношений с клиентами, поскольку Интернет выводит компанию на всеобщее обозрение.
У нас же положительный опыт внедрения обычных систем ERP еще очень мал, а опыт внедрения систем управления отношениями с клиентами (CRM) вовсе отсутствует.
Тем не менее, многие российские предприятия активно пересматривают свои бизнес – стратегии и внедряют технологии электронного ведения бизнеса. Естественно, в первую очередь это относится к системам ERP и их адаптации к автоматизации процессов взаимодействия с другими участниками рынка. Причем, этот сектор развивается весьма динамично. Год назад основными критериями выбора корпоративной системы были развитая функциональность для автоматизации внутренних процессов, налогового и управленческого учета и интегрируемость модулей системы. Сегодня же на первое место выходит минимизация совокупной стоимости владения системой (TCO – total cost of ownership) и автоматизация внешних бизнес – процессов на базе ERP-систем, интегрированной с Интернет. Прежде всего, это работа с ERP-системой в удаленном режиме, построение на основе ERP электронного магазина, полная CRM-функциональность, управление цепочками поставок (SCM – supply chain management).
Еще одна проблема внедрения технологий В2В связана с тем, что в России большой дефицит приемлемых технологических решений для организации торговых площадок в Интернет и для интеграции в них корпоративных управленческих систем. Западные системы требуют серьезной адаптации к российским условиям. Но поставщиков этих систем, таких, как Commerce One, Ariba, Oracle, Vignette наш рынок сегодня интересует мало – своих клиентов хватает. Однако, крупным промышленным предприятиям, решившимся на создание торговой площадки в Интернет, необходимо ориентироваться именно на западные решения.
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что для создания действительно "настоящего" рынка B2B в России, необходимо будет решить следующие, чисто российские проблемы.
Продолжение: Перспективы рынка B2B
Данная статья является частью исследования "Российский рынок B2B: состояние и тенденции". В исследовании рассматриваются такие вопросы, как принципы построения B2B-систем, стоимость построения и эксплуатации торговых площадок, оценка рентабельности систем электронной коммерции и многие другие актуальные проблемы. Подробнее ознакомиться с исследованием, а также приобрести его можно здесь: //oborot.ru/order/17
Скажите где в Москве есть магазины приколов???срочно нужно!