подписка
Подписаться
Галина Окулова
09/11/2001

Скоро праздник Новый Год. Он нам прибыль принесет

Скоро праздник Новый Год. Он нам прибыль принесет

Привычно ищу
Подарки к Новому Году.
Где они все?


Проснувшись сегодня утром, я обнаружила, что за окном пляшут снежинки. Спустившись в промерзший подъезд, нашла в почтовом ящике новогодний каталог "Икеи". Придя на работу, узнала об открытии интернет-магазина по продаже пиротехники. Сомнений нет: зима грядет. А вместе с ней Новый Год и Рождество, Деды Морозы и Санта Клаусы, санки и елки, гололед и замерзшие уши – и подарки, подарки, подарки…


Лично я очень люблю делать подарки. Но не люблю искать их, толкаясь в переполненных магазинах, когда под ногами хлюпает растаявший снег, а мокрая дубленка соседа слева словно живая воняет тем самым бараном, из которого была сделана. Поэтому в этом году я, как и многие здравомыслящие люди, не шарахающиеся от Интернета, часть новогодних подарков родственникам, друзьям и знакомым куплю в интернет-магазинах. По крайней мере, духи маме и навороченную мышь папе так уж точно.


Кстати говоря, великая глупость думать, что покупательский бум конца декабря-начала января связан только и исключительно с традиционной покупкой традиционных подарков по случаю традиционного праздника. Фокус еще и в том, что под Новый Год как-то принято давать служащим премии, под Новый Год начинается пора скидок и распродаж – и посему стабильно высоки продажи техники разной степени крупности, одежды и прочих лакокрасочных материалов, которые люди приобретают для себя-любимых. Интернет-магазины, сами понимаете, тоже не стоят в стороне от великого праздника всех торговцев, и могут урвать очень неплохой кусочек пирога, тем более, что основная аудитория Интернета – это как раз довольно обеспеченная и ценящая свое время прослойка населения.


Пословица "Готовь сани летом", которая так и просится на язык, увы, уже изрядно запоздала, времени у нас – будем называть вещи своими именами – в обрез, но давайте все-таки подумаем о том, как может интернет-магазин извлечь из новогодних праздников максимум пользы при минимуме потерь.


Первое, о чем следует подумать – вопрос доставки. Недели две тому назад мы уже поднимали эту тему, когда получили пресс-релиз от магазина, торгующего за рубеж. В письме настоятельно рекомендовалось определиться с подарками уже сейчас, чтобы вожделенная посылочка не пришла покупателю под День Советской Армии. Также в пресс-релизе сообщалось о скором прекращении приема новогодних заказов. Шаг разумный, ибо почта зимой просто не выдерживает потока открыток, писем и посылок, за что ее, конечно, можно упрекнуть, но ведь все равно это смысла не имеет. Поэтому для магазина, пересылающего товары по почте, нелишним будет сейчас разослать такое письмишко своим постоянным покупателям и вывесить объявление на сайте – мол, мы не гарантируем, что почта выдержит наплыв покупателей в нашем мегапопулярном супермагазине, закажите что-нибудь прямо сейчас. Заодно и лишний повод о себе напомнить.


Если магазин работает со службами доставки, надо железно договориться с ними о том, что они не бросят вас на произвол судьбы в самое горячее время. Подумайте, может быть, имеет смысл нанять какое-то количество собственных, дополнительных курьеров – уже сейчас расписав, кто и в какие дни должен будет выходить на работу.


При мысли о курьерской доставке перед моим мысленным взором предстали почему-то стройные ряды Дедов Морозов с бородой и в красном колпаке с белым помпоном. По некотором размышлении, мысль сделать курьеров ряжеными показалась мне ненужной. На самом деле, люди ждут от вас просто доставленного вовремя товара, и вряд ли кто готовит к приходу курьера стишок. Но вот красиво оформить этот товар – дело чести. Многие магазины при оформлении заказа предлагают опцию "подарочного оформления" – за доллар-другой, но под Новый Год, как мне кажется, каждый ваш клиент должен получить свою покупку если не с дюжиной серебряных бантов на коробке, но хотя бы с новогодней открыткой-визиткой магазина. Пустячок, а приятно.


Кстати, об открытках. Ведь у вашего магазина есть уже некоторое количество клиентов? Есть. Есть у вас их электронные адреса? Есть. Не дожидайтесь тридцать первого декабря, пошлите им уже через недельку по виртуальной открытке с текстом вроде "Дорогой Вася! Мы тебя любим и помним! Через полтора месяца Новый Год, почему бы тебе не купить у нас парочку новогодних подарков, верный ты наш клиент? Кстати, у нас будут скидки, ты к нам заходи почаще, ты ведь знаешь, какие мы хорошие и надежные". А тридцать первого декабря (лучше тридцатого) пошлите им еще одну открытку – и пусть только попробуют обозвать это спамом!


Раз уж зашла речь о скидках, давайте добьем и эту тему. Некоторые магазины (и оффлайновые, и онлайновые) склонны объявлять о новогодних скидках и распродажах (которые стали привычным делом и для нашей страны) только тогда, когда все праздники кончились, все деньги у покупателей пропиты-проедены-прогуляны, и вообще стоит затишье. Думаю, что продав сто чайников по сорок долларов, вы получите больше, чем продав потом десять чайников по тридцать пять. Мораль – хотя бы небольшую скидочку киньте покупателям в качестве приманки. Хорошо идут в зимние праздники и акции по принципу "купи то – получишь еще и вон то". Всякая подарочная мелочь может склонить клиента к покупке, потому что эту мелочь как раз можно подарить тете Зине и дяде Пете.


Ну и вообще проводите всякие лотереи, разыгрывайте призы – побудьте массовиком-затейником, чтобы посетители потянулись к вам на елку.


Непосредственно недельки за три до полночной речи Президента украсьте витрину вашего торгового Интернет-заведения. Попросите дизайнера пораскидать по экрану каких-нибудь звездочек, елочек – только легоньких, не утяжеляющих страницу, и так, чтобы они ни в коем случае не перекрывали собственно "рабочее поле" (вспомните оранжевые ужасы от AdVerso и сделайте наоборот). Все в магазине должно радовать глаз – и цены, и дизайн…


Вам доводилось приставать к окружающим с вопросом вроде: "Что мне подарить такому-то?" Не знаю, как вы, а я с большой симпатией отношусь ко всяким умным вычислялкам подарков – когда задаешь параметры и получаешь список возможных вариантов. Даже если с выбором компьютера не согласишься, все развлечение. Может, стоит разместить у себя на сайте что-нибудь в этом духе – на выбор товарные позиции из вашего каталога, естественно. Собственный "Яндекс-Гуру" создавать, конечно, не стоит, но пару простеньких формочек, ведущих к дюжине различных вариантов подарков – почему бы нет?


Итак, мы рассмотрели с вами самые простые и важные аспекты подготовки Интернет-магазина к зимним праздникам,. Конечно, есть смысл и скорректировать рекламную политику, и посмотреть, насколько привлекательным окажется ваш сайт для поисковиков, когда те прогнутся под шквалом запросов "Новый Год, елки, подарки". Но это уже песня отдельная, и, с вашего позволения, петь мы ее сейчас не будем. У нас с вами и так сейчас дел хватает. Скоро праздник Новый Год, трудиться надо.

Комментарии к материалу закрыты