Топ-100 российских магазинов глазами Data Insight
На сто крупнейших интернет-магазинов Рунета приходится 56% от всех заказов в онлайне, сообщил сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин на конференции "Электронная торговля-2015". В своем докладе "Ecommerce. Index TOP-100" аналитик рассказал о структуре отечественного рынка электронной коммерции.
Даже в сотне сильнейших наблюдается заметное расслоение по числу заказов. Магазины из Топ-25 обрабатывают около 9 000 заказов в сутки — это почти 69% от общего объема.
Наиболее представлены в топе интернет-магазины бытовой техники и электроники, их 25 из 100. Заметным трендом стал рост популярности готовой еды в онлайне. 14 таких сервисов пробились в Топ-100 российской ecommerce, это столько же, сколько и универсальных интернет-магазинов.
"Доставка готовой еды – один из самых интересных рынков", – рассказывает Вирин. По его словам, сейчас все больше людей предпочитают не готовить самостоятельно. Подавляющее число заказов приходится даже не на офисы, как раньше, а на жилые дома. Всего за 2014 год было выполнено 55 миллионов заказов готовой еды. По прогнозам агентства, в этом году рост сегмента продолжится, и по итогам года это число перевалит 70 млн.
По объему заказов расклад по сегментам совсем другой. На первом месте – "одежда и обувь", на втором – "универсальные магазины".
За год Топ-100 обновился на 15%. Средняя посещаемость по первой сотне не растет, фактически, как и число заказов.
Показатель медианного роста количества онлайн-заказов (+8% в сравнении с августом прошлого года) был получен за счет буквально нескольких компаний, сумевших значительно увеличить свои продажи. Если исключить их результаты из общей выборки, то медианный рост за год составил всего 3%. За истекший год часть интернет-магазинов закрылась. "Тот же показатель, с учетом "умерших" интернет-магазинов, -0,5%", – отмечает Вирин.
Медианное значение посещаемости в целом для рынка — порядка 750 тысяч уникальных посетителей в месяц, но у Топ-100 это значение почти в два раза больше — 1,4 млн "уников".
Средняя посещаемость по Топ-100, млн. уникальных посетителей в месяц
Хотя по результатам истекшего года (с августа 2014 по август 2015) к существовавшим 18 млн российских онлайн-покупателей добавилось еще 7 млн, заметного роста посещаемости практически нет. "Зато растет конверсия, – отмечает аналитик. – Магазины стали внимательнее следить за посещаемостью и лучше конвертировать свою аудиторию. В среднем за два года конверсия у магазинов из первой сотни выросла в полтора раза".
В среднем по магазинам из первой сотни на 100 уникальных посетителей приходится 7,5 заказов в месяц, но этот показатель сильно колеблется по сегментам. "В электронике и товарах для детей показатели конверсии снижаются, так как на одного человека приходится несколько заказов, – поясняет Вирин. – В "еде" конверсия очень высокая потому, что обычно человек не делает два заказа одновременно".
Средний чек в рублях, начавший свой рост летом прошлого года, увеличился почти на 20%, но в основном за счет инфляции. "Затяжной кризис "вымывает" средний ценовой сегмент и расслаивает российских покупателей на две различных категории: тех, которые покупают премиум-товары, и тех, которые "опускаются" ниже по ассортиментной матрице", – объяснил Вирин. По его словам, те магазины, которые сейчас уходят в самый нижний ценовой сегмент, выбрали правильную стратегию.
Еще одним верным решением для интернет-магазинов, по мнению аналитика, является расширение ассортиментной матрицы. Вирин считает, что, например, магазины электроники, добавляющие новые "непривычные" категории, такие, как детские товары (памперсы, игрушки, одежду), строят в онлайне то, чего нет в офлайне.
"Стратегически именно такой путь ведёт к верху сотни, – уверен Вирин. – Это снижает затраты на маркетинг. Если одежные магазины могут обойтись одной одеждой, остальные должны расширяться в соседние ниши". Однако эксперт уточнил, что в ближайшее время в онлайн потянутся и офлайновые ритейлеры, а потому, даже одежные магазины скоро должны будут расширять свой ассортимент.
Специалисты Data Insight рассматривали только российские компании. В Топ-100 попали интернет-магазины
- с выручкой более 75 млн рублей в месяц;
- с числом онлайн-заказов от 650 в сутки;
- с посещаемостью более 500 тысяч уникальных посетителей в месяц.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.