"1С: Совместимо" - краткий обзор интернет-решений
При создании онлайновой части бизнеса, оптимальным для существующего предприятия было бы использование в качестве своеобразного "фундамента" уже работающую в компании систему автоматизации. Тесное взаимодействие магазина с такой системой решает многие проблемы, в частности, синхронизацию информации о товарах, остатках на складе и заказах. Можно каждый день загружать / выгружать прайс-листы или – еще лучше – перебивать информацию вручную. Однако куда проще управлять интернет-магазином из уже существующей системы учета, чтобы все поступающие в нее новые наименования автоматически попадали в товарные списки магазина, а данные о заявках отражалась и обрабатывалась через информационную систему предприятия.
В последнее время нам приходит довольно много вопросов о вариантах интеграции интернет-решений с платформой "1С", являющейся стандартом для автоматизации небольших и средних предприятий в России и ряде стран СНГ. Обычно вспоминают "1С: Аркадию" потому, что именно она стала одним из первых продуктов в сфере электронной коммерции, обеспечивающих возможность управления онлайновым магазином прямо из интерфейса "1С: Предприятия".
"1С: Аркадия", первый вариант которой разработчики представили еще в 90-х годах, на протяжении длительного времени являлась весьма передовым решением, обеспечивая, помимо всего прочего, тесную связь интернет-магазина с системами "1С: Торговля и Склад" и "1С: Предприятие". Продукт позволяет, к примеру, отслеживать количество товара на складе, резервировать товар при выписке счета и оформлять все необходимые бухгалтерские документы при его отгрузке; импортировать информацию о товарах, предлагаемых в интернет-магазине, напрямую из прайс-листа "1С:Предприятия"; заносить выписанные счета в журнал счетов, а сведения о покупателе – в справочник контрагентов, и т.д. Однако в последний раз программа обновлялась более года назад; сейчас основной специализацией компании "Аркадия", по информации корпоративного сайта, является офшорное программирование.
В настоящее время список официально совместимых с "1С" продуктов существенно расширился. Так, в разделе "Интернет-технологий" каталога "1С: Совместимо" перечислены 11 решений: "Система управления сайтами ABO.CMS", "Менеджер Интернет-Магазина OSG WebShop", "ИКС: Web-портал дистрибутора (конфигурация для Web-расширения)", "АИСТ: Web-портал Торговая точка", Интернет – магазин "OSG WebShop v.2", Интернет-магазин "OSG WebShop v.3", Интернет-магазин "OSG WebShop v.2 XML", "MoneyMethod", "Инлайф Клиент версия 1.0.2", "Система управления сайтами Q-Publishing", "Битрикс: Управление сайтом 3.3 – Бизнес". При ближайшем рассмотрении, однако, выясняется, что обеспечить полноценную, двунаправленную интеграцию с "1С" для интернет-магазина не так уж и просто.
Три продукта из этого солидного списка: "Система управления сайтами ABO.CMS", "Система управления сайтами Q-Publishing", "Битрикс: Управление сайтом 3.3 – Бизнес" – являются, как заметно даже из их названий, не просто ПО для интернет-магазина, а CMS в более широком смысле этого слова – с их помощью можно поддерживать и ресурсы не торговой направленности. Все три продукта могут импортировать из "1С" информацию о товарах, однако экспортировать в систему данные о заказах и контрагентах придется вручную. Так же обстоит дело с программкой-конструктором магазинов MoneyMethod.
"Инлайф Клиент версия 1.0.2" взаимодействует с "1С" в "обе стороны", однако само решение не отвечает реалиям сегодняшнего дня. "Клиент" предназначен для управления магазином, входящем в состав торгового центра Inlife.ru, который прекратил развитие в далеком 2001 году.
Решения "ИКС" и "АИСТ" предназначены не для организации электронных точек продаж, а для создания систем взаимодействия дистрибуторов с дилерами и головного офиса компании с удаленными подразделениями, соответственно.
"Менеджер Интернет-Магазина OSG WebShop" сейчас фактически заменен версиями "OSG Интернет-Торговля для 1С: Предприятия v.2/3", которые были анонсированы совсем недавно – в октябре-ноябре 2004 г.
Таким образом, в списке сертифицированных решений для создания интернет-магазина, удовлетворяющих реалиям сегодняшнего дня и полностью совместимых с "1С", остались только продукты OSG. На них-то мы и остановимся подробнее.
Для начала, необходимо упомянуть об отличиях идеологии продуктов OSG от популярных веб-решений других фирм. Отличие линейки OSG WebShop заключается в том, что магазин управляется не через веб-интерфейс, а с помощью отдельной программы, установленной на компьютере оператора. Серверная часть комплекса устанавливается на NT-хостинг, поддерживающий Microsoft SQL Server 7.0/2000 (как альтернатива, можно взять ПО в аренду у самой OSG). Оператор редактирует товары и управляет заказами либо из Windows-программы (WebShop Manager), либо непосредственно из интерфейса "1С"; информация передается с / на сервер сеансами, по команде оператора.
Программа управления "OSG Интернет-Торговля для 1С: Предприятия" (именно так, по информации www.osg.ru, называется конфигурация) встраивается в систему "1С", дополняя ее набором специальных функций, предназначенных для работы с интернет-магазином.
Средства "OSG Интернет-Торговли для 1С: Предприятия" позволяют подготавливать товарную базу для электронного магазина, причем – интересный нюанс – классификатор товаров и состав товарных групп в этой базе могут отличаться от структуры товарной базы компании. Это предоставляет сотрудниками, отвечающим за функционирование интернет-магазина, дополнительную свободу – ведь на сайте электронной торговли должна быть представлена более подробная информация о товаре, чем название, артикул и цена. Для каждого товара можно загружать большое и уменьшенное изображения, задавать краткие и полные описания. Важная функциональная особенность "OSG Интернет-Торговли для 1С: Предприятия" – поддержка нескольких схем ценообразования, в зависимости от категории покупателя (дилер, оптовик, розничный покупатель). Это позволяет использовать Интернет не только для розничных продаж, но и для автоматизации отношений с дилерами и партнерами. Другая интересная возможность, необходимая уже для розницы, – реализация специальных предложений и различных поощрительных скидок для наиболее активных клиентов.
Отдельного упоминания заслуживает работа с заказами – продукт позволяет проводить заказы интернет-магазина точно так же, как обычные, с выпиской необходимых документов, а также работать с покупателями через справочник "Контрагенты", что обеспечивает максимальную унификацию онлайновых и офлайновых торговых операций.
Важно отметить, что решение от "Онлайн Систем Групп" доступно не только для системы "1С: Предприятие 7.7", но и для нового поколения платформы – "1С: Предприятие 8.0", которое сейчас стремительно приобретает популярность. Речь идет о конфигурации "OSG Интернет-Торговля для 1С: Предприятия v.3".
Третья версия "Интернет-торговли" в полной мере использует преимущества нового поколения платформы "1С". В частности, усовершенствованию подверглась технология обмена информацией с сервером – теперь для доступа к Web-сервису применяется протокол SOAP. Значительно более удобным стал пользовательский интерфейс клиентской части. Помимо этого, разработчики продукта оптимизировали саму базу данных с целью повышения ее быстродействия и улучшили интеграцию с базовой частью типовой конфигурации "1С".
Ну и в заключение несколько слов следует сказать о решениях для онлайнового бизнеса, которые предлагает сама "1С". Во-первых, это, конечно, "Web-расширение" – дополнительный компонент к "1С:Предприятию", предназначенный для ее интеграции с другими системами, основанными на интернет-технологиях. Стоит особо подчеркнуть, что "Web-расширение" не является готовым продуктом, а представляет собой технологию, используемую, в том числе, и при разработке ряда перечисленных в статье продуктов.
Другое, гораздо более узкопрофильное решение от "1С" в сфере электронной коммерции, – это проект "Web-витрина", который обеспечивает возможность продажи товаров и услуг через Интернет владельцам "1С: Торговля и Склад". Надо заметить, что название продукта полностью себя оправдывает – речь фактически идет о размещаемой в Интернете виртуальной витрине, с минимальной функциональностью, управляемой из "Торговли и Склада". Основные преимущества такого подхода очевидны – простота внедрения и низкая цена (стоимость приобретения, в которые входят первые три месяца подписки – 100 долларов; стоимость последующей аренды – 60 долларов за квартал). Однако возможности такого торгового интернет-представительства, как уже отмечалось выше, ограничены до минимума: фактически, предлагаются: домен третьего уровня, онлайновый прайс-лист и корзина. Как-то расширить эти возможности в рамках "Web-витрины" нельзя.
В этой статье мы провели краткий обзор сертифицированных "1С" решений, которые могут использоваться при создании интернет-магазинов. В дальнейших публикациях мы более тщательно сравним функциональные возможности перечисленных продуктов с точки зрения решения ими бизнес-задач.
Функционал постоянно наращивается. Уже сейчас есть импорт прайсов из экселя, экспорт каталога в эксель и CSV, ручное и автоматическое сопоставление позиций прайсов с позициями каталога, графики для проверки корректности сопоставления, авторасчет розничных цен, применение наценок и скидок к отдельным позициям, производителям, поставщикам, сайтам, система наценок в зависимости от цены товара, обновление всех прайсов одной кнопкой и т.д. и т.п.
Подробности на www.pricematcher.ru Свернуть