подписка
Подписаться
Стёпа Андреев
09/04/2002

Любят наши деятели от Интернета получать всевозможные награды, призы и премии. Хлебом не корми, дай на подиуме покрасоваться, за статуэтку или медальку какую-нибудь подержаться и, конечно, речь произнести, слезно-благодарственную.


Почему так – непонятно. Вот, вроде, телевизионщики – постоянно на виду. Есть у них Тэфи – и хорошо, всем хватает. Или "традиционный" бизнес. Конечно, там премий и конкурсов – хоть отбавляй, да только они все больше незаметные, проходят без особой помпы. Вручат приз "Животновод года", покажут где-нибудь в ночных новостях, в перерыве между репортажами о новом платье Клаудии Шиффер и приростом семейки бабуинов в московском зоопарке – все рады и счастливы.


В Рунете же этих самый премий, конкурсов и награждений, как минимум, четыре. Собственно, им и посвящается сие писание. А если быть уж совсем честным, то не самим премиям, а претендентам и лауреатам, причем тем из них, кто имеет отношение к ведению бизнеса в Интернете.


Не так давно, 29 марта, наконец, завершился последний из "конкурсов-2001", РОТОР. И теперь, с чувством глубокого удовлетворения, имею честь представить победителей по итогам различных премий, а также сами эти премии! Лауреаты, на сцену! (жиденькие аплодисменты, переходящие в овации).

Бизнес-сайт


Начнем мы с самого подходящего для нашей статьи состязания, с "Бизнес-сайта-2001", который прошел осенью минувшего года в рамках фестиваля "Интернить". Конечно, не обошлось на этом конкурсе и без номинации "Электронная коммерция". Список призеров выглядел следующим образом:


Результат

Магазин

1.Интернет-магазин компании М.Видео (http://www.mvideo.ru/)
2.АртПрезент (http://www.artpresent.ru/)
3.Co@libri (http://www.colibri.ru)
НоминировалисьБилетПлюс Ру (http://www.biletplus.ru/)
"ОЛПРИНТ" – интернет-магазин сувениров (http://www.olprint.ru/)
A&A – офисная мебель из Европы (http://www.aaafurniture.ru/)
Все для мобильной связи в одном месте (http://euroset.ru/)


В общем-то, все представленные сайты сделаны на вполне приличном уровне. Единственно, кого хочется отметить – так это магазин "Все для мобильной связи в одном месте". Замечательное название, интересным образом характеризующее интернет-магазин. Правда, на самом сайте красуется уже видоизмененный слоган – "Все для мобильной связи в одном магазине". А жаль! "В одном месте" – запоминается гораздо лучше.

Золотой сайт


Отличительной особенностью "Золотого сайта" было то, что при подведении итогов учитывался региональный принцип. Для состязания, проходящего в рамках Глобальной Сети, разделение на регионы – дело достаточно странное, но организаторы решили, что московские ресурсы "задавят" конкурентов и не позволят региональным сайтам пробраться наверх. Всех по местам расставил финал, в который (в номинации "Электронная коммерция, товары и услуги") удалось пробиться и одному нестоличному сайту.


Результат

Магазин

1.Интернет-магазин компании М.Видео (http://www.mvideo.ru/)
Главные финалистыКомпьютерный интернет-магазин PCHome (http://www.pchome.ru)
OZ.by – белорусский электронный магазин (http://www.oz.by)
Другие победители по округамИнтернет-магазин издательства "Питер" (http://shop.piter.com)
Инструментальный интернет-магазин (http://www.toolshop.com)
Оружейный портал (http://www.e-guns.ru)


Скажем прямо – Toolshop и E-Guns – магазины, в техническом плане, посредственные. Да и в остальных "планах", видать, тоже. Их попадание в список, означает лишь, что более достойных кандидатов в регионах не нашлось. Чего уж там, в некоторых округах приз ресурсам электронной торговли вообще не присуждался.


И, конечно, очень странно выглядит попадание в финал магазина OZ.by. Сказать, что его внешний вид очень напоминает внешний вид известного всем "Озона" – это просто ничего не сказать. Впрочем, ведь и "Озон" начинал с клонирования известного всем "Амазона"…


И хотелось бы отметить уже вторую подряд лидирующую позицию "М.Видео". Неужто это и есть лучший магазин Рунета?

Награда


Помимо того, что "Национальная интернет-премия" (Nagrada.ru) это – самый известный из всех проводимых в Рунете конкурсов, он же и самый скандальный. Чего, к примеру, стоила прошлогодняя церемония, с пятью призами, доставшимися "Яндексу" и снятой с Internet.ru статьей "Национальная Интернет хернR".


В этом году тоже получилось глуповато: правительственная поддержка и более чем авангардная церемония вручения Премии, взлом форума официального сайта "Награды" – в общем, недоброжелателям было над чем посмеяться.


Результат

Магазин

1.Интернет-магазин Ozon.ru (http://www.ozon.ru/)
НоминантыИнтернет-магазин компании М. Видео (http://www.mvideo.ru)
Интегрированная платежная система CyberPlat (http://www.cyberplat.com)
Продажа билетов онлайн (http://www.biletplus.ru)
Co@libri (http://www.colibri.ru)


Прежде всего, бросается в глаза присутствие в списке CyberPlat, которая вообще-то является платежной системой, а не интернет-магазином. Сравнивать ее с "Озоном" и "М. Видео" так же нелепо, как сравнивать производителя кассовых аппаратов и магазин, в котором этот кассовый аппарат стоит. И ведь главное, была номинация "Сетевые сервисы", куда благополучно определили Assist. Так ведь нет, CyberPlat попал в "Электронную коммерцию". Загадка да и только!


А дальше… дальше мы видим уже знакомые "лица". Кроме, пожалуй, "Озона", который не участвовал в двух перечисленных выше конкурсах и, видимо, берег силы для "Награды". Лучше бы расходовал силы на более качественное планирование своего бизнеса! Потому что, работать пятый год себе в убыток, да еще и терять треть заказов перед Новым годом – роскошь непозволительная. "Озону" IPO в ближайшее время не светит, поэтому насчет "доли рынка" можно особо не суетиться.

РИФ


Вообще-то РИФ – это не совсем состязание или конкурс. Это даже совсем не состязание и никакой не конкурс. Но награды все равно вручали.


В этом году среди призеров не оказалось компаний, применяющих Интернет непосредственно для продаж или рекламы. Т.е. они были, но эти лауреаты – "Гарант-Парк Интернет" и платежная система "Рапида" – используют Сеть с тем, чтобы ее могли применять в своем бизнесе уже другие фирмы. Вот так, немного запутанно, зато абсолютная правда. Вообще, оно и закономерно – практически ни одного интернет-магазина, кроме вездесущего "М.Видео", официально РИФ не приехало.

POTOP


РОТОР отличается от прочих конкурсов тем, что не претендует на звание официального. Он существует в рамках "ЕЖЕ-Движения" – сообщества известных деятелей Рунета. Неудивительно, что отдельной номинации для интернет-магазинов и других бизнес-сайтов, на РОТОРе не предусмотрено. Впрочем, двум торговым предприятиям все-таки удалось пробиться в список кандидатов на первое место. Это опять "М.Видео", с пятью голосами замыкающий список претендентов на "Программный продукт года", и Amazon.com, который также находится на последнем месте, но уже с тремя голосами и в номинации "Зарубежный сайт года".

Ну вот и все


Что же хочется отметить в заключение? Конечно, конкурсы – это здорово, это очень хорошо, поздравляем лауреатов и т.д. Только вот есть много всяких "но".


Но1. Во ВСЕХ без исключения состязаниях призер определяется голосованием экспертов. На "Бизнес-сайт" было подано 753 заявки, на "Золотой сайт" (Центральный округ) – 270, на "Награду" – страшно сказать – 4392. Если бы каждый эксперт "Награды" потратил по 5 минут своего времени на каждый сайт, это стоило бы ему 15 с лишним суток жизни. Потому методика отбора во второй тур – дело темное.


Но2. Еще хуже дела обстоят с выбором победителей. Взять даже самый "бизнес" конкурс, "Бизнес-сайт". Казалось, бы критерии выбора лучшего изложены достаточно четко. Вот они:


"Эффективность сайта как бизнес-инструмента" – ага. Вам обязательно покажут бухгалтерию проекта. В двух вариантах: "черную" и "белую", за подписью генерального директора и главбуха! Не смешите, сейчас отсутствует объективная методика оценки того или иного сайта с точки зрения ведения бизнеса. Иногда справедливую оценку могут дать координаторы проекта, да разве ж они расскажут?


"Информация: эксклюзивность, оперативность, насыщенность" – ладно, тут еще можно взглянуть на даты обновления новостей и просмотреть, не попадется ли знакомая статья двухлетней "свежести".


"Стиль подачи: удобство навигации, единство стиля графического решения, тексты", "оформление: оригинальность, фирменный стиль, наличие/отсутствие интересного иллюстративного ряда", "технологии: скорость загрузки, возможность просмотра в различных броузерах, применение новейших возможностей WEB" – ну, кроме того, что одна часть этих критериев исключает другую, все хорошо.


Но3. А теперь, внимание, вопрос. За что наши многоуважаемые лауреаты получили призы? Четкий ответ на это не дает ни один из конкурсов. Я, в общем, ничего не имею против сайта М.Видео, который оказался лидером чуть ли не во всех состязаниях, и считаю, что он выполнен на вполне должном техническом и художественном уровне. Чего я НЕ понимаю, чем этот сайт так уж отличается от десятка других, которые даже не попали в список номинантов?


И уж, совсем в заключение, "Сводный чарт магазинов-2001" по мнению российских экспертов от Интернета.


WARNING: Список может не совпадать с мнением автора, редакции и с объективной реальностью.




Результат

Магазин

1.Интернет-магазин компании М. Видео (http://www.mvideo.ru)
2.Интернет-магазин Ozon.ru (http://www.ozon.ru/)
3.АртПрезент (http://www.artpresent.ru/)
Co@libri (http://www.colibri.ru)
4.Компьютерный интернет-магазин PCHome (http://www.pchome.ru)
OZ.by – белорусский электронный магазин (http://www.oz.by)
5.БилетПлюс Ру (http://www.biletplus.ru/)
6.Интернет-магазин издательства "Питер" (http://shop.piter.com) Инструментальный интернет-магазин (http://www.toolshop.com) Оружейный портал (http://www.e-guns.ru)
7. "ОЛПРИНТ" – интернет-магазин сувениров (http://www.olprint.ru/) A&A – офисная мебель из Европы (http://www.aaafurniture.ru/)
Все для мобильной связи в одном месте (http://euroset.ru/)

Прокомментировать
Читайте также
29/04/2021
ТОП-10 крупнейших интернет-магазинов электроники и бытовой техники в России 2
Кто главные продавцы электроники в нашей стране и как у них идут дела? Рейтинг на основе данных Data Insight... Подробнее
09/04/2002
E-commerce.ru хоронит ленту новостей
В Рунете останутся всего два ресурса, регулярно обеспечивающие своих читателей актуальной информацией о ведении бизнеса посредством Всемирной Сети... Подробнее
08/04/2002
Открылся "некоммерческий" торговый центр
Проект TradeCenter.ru, фактически, представляет собой интернет-супермаркет, в котором можно будет найти самые разнородные товары. Портал берет на себя весь процесс организации продаж: начиная от приема заказа и заканчивая доставкой товара... Подробнее
08/04/2002
"Озону" есть что показать
Интернет-магазин "Озон" не слишком-то любит распространяться о своих доходах. Однако иногда он все-таки делает исключение, как, например, сегодня, в преддверие своего четвертого дня рождения... Подробнее