Проект письма в ФАС по поводу удаления товаров в архив на маркетплейсе ОЗОН
Всем привет!
Как и анонсировано ранее, готовится проект обращения в ФАС от лица Ассоциации поддержки и развития интернет-торговли (АПРИТ). Ниже приведенный текст – это изложение сути в вольном стиле.
На данный момент, юристы Ассоциации прорабатывают официальную форму письма, со ссылками на Законодательтво. Предлагаю присоединиться и обсудить/добавить/скорректировать текст всех, кто считает, что хватит сидеть сложа руки и терпеть геноцид со стороны маркетплейсов.
* * *
Не так давно ОЗОН внедрил на свою площадку новую опцию: удаление в архив товаров, якобы не просматриваемых покупателями и не пользующихся спросом. Удаление товаров происходит принудительно, по одному ОЗОНу понятному алгоритму. Никакой статистики при этом, продавцу не предоставляется. Иногда возникают ситуации, что ВСЕ товары продавца попадают в архив!
Объяснение данному процессу дается в ключе, что товар должен быть интересен покупателю, а не интересный товар не нужен в выдаче, так как, якобы, затрудняет выбор покупателя.
Как наличие товара, который можно отфильтровать по запросу покупателя (цена, популярность, точные данные поиска), может затруднять выбор, для меня, как для владельца магазинов, программиста и знакомого с СЕО-оптимизацией человека, является загадкой.
Лично я продаю книги в тематических магазинах (психология, бизнес, здоровье и т.д.). У каждой книги свой покупатель, и не факт, что узкоспециализированные издания будут раскупаться с той же скоростью, что и популярная художественная литература. Иногда книга ждет своего покупателя несколько месяцев, являясь единственной, представленной на площадке.
Данное новшество является нарушением правила добросовестной конкуренции.
Во-первых, оно применяется только к товарам сторонних продавцов. Ни один товар самого ОЗОНа не пропадает с витрины. Обратного сама площадка доказать не может и не собирается этого делать, ссылаясь на внутренние алгоритмы, не подлежащие разглашению. Это нарушает равенство в выдаче товаров, так как периодически продавцы лишаются возможности продавать свой товар некоторое время.
Во-вторых, удаление товаров в архив влечет за собой упущенную выгоду сторонних продавцов в том моменте, что после удаления проходит некоторое время, необходимое продавцу для восстановления товара на витрине (от добраться до компьютера – до восстановления товара в поиске, путем доставания этого товара из архива).
Так как любая поисковая машина не ранжирует восстановленный, равно как и новый, товар сразу (на это уходит от трех дней до двух недель), то на это время продавец, у которого товар ушел в архив, просто теряет и свою прибыль, и своих покупателей.
После удаления товара в архив и восстановления из него, объемы продаж восстанавливаются где-то через неделю (проверено на собственных магазинах).
Объяснение ОЗОНом внедрения данного алгоритма нагрузкой на поисковую систему не поддается даже минимальной критике, так как является не более, чем фантазией данной площадки, в надежде, что среди продавцов нет специалистов по серверному оборудованию, СЕО-оптимизации и программистов. С точки зрения профессионалов, нагрузки на поисковик маркетплейса, просто ничтожны (по сравнению с нагрузками классических поисковых систем, выдающих за доли секунды миллионы ответов, собираемых по всей сети мира, на запрос в поисковой строке). Продавцов на площадке чуть более 200 тысяч, и, даже если допустить, что все они продают одну и туже вещь, что, конечно-же не так, то выдача займет всего 200000 строк, с чем современные процессоры справятся за микросекунды и создадут нагрузки на центральный процессор в тысячные доли процента.
Всего описанного выше ОЗОНу стало недостаточно, чтобы уничтожить выдачу товаров сторонних продавцов и продвинуть выдачу своих товаров, так с 01 апреля 2024 года, площадкой внедрено новшество, ограничивающее объем восстановления товара из архива в 10 (десять)! позиций за день.
Если у меня 1000 товаров, которые маркетплейс выкидывает в архив единовременно за долю секунды, то на восстановление ассортимента магазина у меня уйдет 100 дней! А так как теперь проверки и секвест товара будет происходить каждые 60 дней, то, как можно посчитать, я больше не смогу восстановить свою витрину для полноценной торговли.
В связи с этим, просим ФАС проверить площадку ОЗОН на предмет нарушения добросовестной конкуренции в торговле, нарушения Антимонопольного законодательства, нарушения прав сторонних продавцов полноценно пользоваться площадкой ОЗОН для продаж своих товаров, а так же вынести запрет на дальнейшее функционирование данной опции удаления товара продавца в архив.
Прошу отписаться в ЛС или здесь, в комментариях, кто с нами!
ozon-nerealnye-ceny-ili-maskirovannoe-moshennichestvo-i50896.html#p263427
Комментарием и обсуждения приветствуются.
Законопроект, ограничивающий комиссии с продаж и поведение маркет плейсов необходим. Также необходима ответственность за контроль возвратов заказов. Я знаю много случаев, когда вместо дорогостоящего товара в коробке продавцу возвращается старый БУшный предмет или вообще сахарный песок по весу вместо изначально отгруженного продавцом. И все взятки гладки.
Книги это вершина холодного айсберга торговли Маркетплейсов. У вас самое страшное наверно комиссия в 30-50% и книги за 100-200 рублей вообще остаются без маржи или уходят в убыток.