"Интеллектуальные тролли" и где они обитают (И как с ними бороться). часть 1
Наверняка многие участники рынка e-com слышали, а некоторые уже, возможно, и столкнулись с юридическими компаниями, которые – как они сами себя позиционируют – а занимаются защитой нарушенных прав правообладателей и авторов художественных произведений. Звучит на первый взгляд благородно, но это только на первый взгляд.
На самом же деле, эти компании активно реализуют на российской почве уже давно известный в США бизнес, часто именуемый как "патентный" или "интеллектуальный троллинг".
Тролли на российской почве водятся двух видов: тролль товарных знаков и тролль фотографический.
Тролль товарных знаков обладает портфелем доверенностей от крупных и общеизвестных брендов, предоставляющих ему право действовать от их имени. Очень любит защищать производителей бытовой техники! Зачастую это бренды иностранных компаний, покинувших Россию, но желающих продолжать здесь зарабатывать. Такие компании спокойно разрешают ввоз своего товара через страны ЕАЭС (в основном Киргизия) и соответствуют общепринятому сейчас публичному sustainability в отношении России, при этом единое пространство ЕАЭС позволяет этим "запретным товарам" абсолютно легально оказываться на полках российских интернет-магазинов и на маркетплейсах, после чего тролль начинает свою охоту. Суть охоты состоит в том, что российские продавцы якобы не имеют права торговать товарами, отмеченными защищаемыми товарными знаками, а легальность ввоза товара и разрешение от правообладателя они не получили. Удобно и выгодно, правда? О том, что такое право исчерпания, когда последующая продажа легально ввезенного товара, маркированного товарным знаком производителя, прекращает права правообладателя и о том, что ввоз товара на территорию любой из стран ЕАЭС, приравнивается к ввозу в Россию – знают в основном узкопрофильные юристы, и это очень помогает троллю обогащаться за счет селлеров.
Тролль фотографический действует еще интеллигентнее. Он борется, чтобы авторы фотографий, которые селлер нашел в открытом доступе и использовал в карточке, не умерли с голоду. При этом тот факт, что карточка может формироваться маркетплейсом и селлеры уже принимают ее по правилам игры (на Мегамаркет, например) тролля, конечно не интересует. В результате селлер получает досудебную претензию, а то и сразу иск (если повезет их получить – наш тролль любит действовать скрытно), из которого узнает, что вон то фото "руки с бензопилой" или "телевизора с единорогом", оказывается выполнено великим мастером фотографического искусства, имеющим международное признание. Впоследствии, правда, выясняется, что международное признание выражается в размещении фотографом за сущие копейки своих фото на международных стоковых фотобанках, но это не важно.
И что бы кто ни говорил про российскую систему правосудия – в данном случае российские тролли крайне эффективно используют все ее инструменты, облегчающие им взыскание без ощутимого сопротивления. Зачастую селлеры и не знают, что стали участником судебного процесса, пока внезапно со счета не списывает деньги судебный пристав. Все дело в упрощенном порядке судопроизводства, которая применяется судами, когда суммы требований не превышают пороги от 600 (для ИП) до 1.2 млн. (для юридических лиц). Дела проходят быстро и, увы, незаметно. Чем и пользуется тролль.
На сегодняшний день количество исков, поданных троллями по всей стране, превышает 5 тысяч (из тех, что отражаются в правовых системах) и эта волна только нарастает. Отличный бизнес же!
Как же им это удается?
В следующем части я расскажу, как действуют тролли в рамках правового поля, выстроив, по сути, механизм честного отъема денег у селлеров.
Ну а в завершающей – третьей – части поделюсь тактикой, выработанной нашей юридической практикой по борьбе с троллями и расскажу об успешных кейсах.
Ведь если Вы победили в суде, помните – расходы за Ваши усилия и обращения к юристам будут стоит возложены на другую сторону, а взыскать деньги с профессионального взыскателя – это и карману, и сердцу приятно!