подписка
Подписаться
Андрей Королев
руководитель юридической практики, E-LAWYER.com/Практика для Практиков
26/07/2023

В ФАС УКАЗАЛИ "ПЯТОМУ АНТИМОНОПОЛЬНОМУ ПАКЕТУ" НАПРАВЛЕНИЕ

"Пятый антимонопольный пакет" направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, рассказали в Федеральной антимонопольной службе

Ранее я уже указывал, что маркетплейсам стоит ждать повышенного внимания к себе со стороны регулятора ввиду назревшего запроса со стороны рынка (бунты ПВЗ, возросшее количество дел в судах (например, дела по искам селлеров к Wildberries за первое полугодие 2023 года уже превысили совокупный размер всех дел за 2022 год). Кроме того, антимонопольные дела не подпадают под мораторий на проверки.

ФАС выпустил первый пресс-релиз, в котором сделал ряд пояснений:

  • Пятый пакет будет распространяться только на доминирующие цифровые платформы в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение. Например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.

"На сегодняшний день к таким платформам точно относятся Avito, Циан, Яндекс. Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании", – пояснили в пресс-службе ФАС.

  • Применение "сетевого эффекта"[url=#_ftn1][1][/url] – для агрегаторов онлайн-торговли, использующих "сетевой эффект", критерием доминирующего положения станет выручка, которая за последний календарный год превышает 2 млрд рублей, а также превышающая 35% доля сделок на определенном товарном рынке.

На примере агрегатора такси в ФАС поясняют: чем больше у агрегатора такси водителей, тем больше к нему подключится пассажиров. При этом если рынок близок к насыщению и монополизации, "сетевой эффект" выступает очень высоким барьером входа на рынок.

По данным агентства Data Insight на 2022 год доля OZON составляет 17%, доля Wildberries – 33%. При этом согласно сведениям отчетности за 2022 год выручка OZON составила 277,1 млрд рублей, у Wildberries 317,2 млрд. рублей.

Экспертное сообщество высоко оценивает эффект от введения "пятого пакета", так как он позволит, например, антимонопольной службе довольно оперативно (и на основании появившихся критериев доминирования) реагировать на жалобы потребителей и селлеров, в первую очередь связанные с блокировками ЛК по причинам обращения в суд, высказывания возражений, результатов проверок (недавняя история с "порно" в карточке селлера) и т.п.

Так что возможно эра всевластия маркетплейсов, когда если вы хотите поставлять товары, то вы обязаны принимать оферты, выплачивать штрафы, нести риск, что вас безосновательно привлекут к ответственности или будут в одностороннем порядке изменены правила – уходит в прошлое.

[url=#_ftnref1][1][/url] СПРАВКА: Сетевой эффект – это свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее – цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей (Пункт 4.1. статьи 4 Закона о защите конкуренции)

 

Прокомментировать