подписка
Подписаться
Андрей Королев
руководитель юридической практики, E-LAWYER.com/Практика для Практиков
19/07/2023

Судебное дело, длившееся 2 года, завершилось взысканием с федерального почтового оператора 12 миллионов рублей

Курьерская компания в период с 2016 по 2021 год оказывала услуги своим клиентам-селлерам – отправляла часть их товаров через Почту России и дополнительно предоставляла услугу агрегатора наложенных платежей, поступающих от покупателей также через Почту России.

В связи с ростом количества отказов клиентов от товаров был проведен аудит порядка 300 тысяч отправлений клиентов за трехлетний период, который выявил, что у Почты России сформировалась задолженность перед клиентами за утраченные товары и не перечисленные наложенные платежи в размере 20 млн. рублей.

СПРАВКА: Согласно ст. 34 Закона "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны возместить пользователями услуг почтовой связи убытки.  В случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью убытки возмещаются в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы.

Курьерская компания направила претензию Почте России и, не получив ответа, обратилась в арбитражный суд. Для сопровождения процесса была привлечена команда юристов. В силу высокой значимости (прецендентности) дела Почту России в деле представляла рабочая группа сотрудников Центрального аппарата и филиала. Почта России всячески затягивала процесс: заявляла отводы эксперту, направляла в суд не относимые к делу документы, просила переносить заседания, а главное – заявляла, что сам факт передачи ей товаров для отправки Компанией не доказан, а значит и потерять Почта ничего не могла.

Компании удалось убедить суд в своей аргументации, которая сводилась к тому, что поскольку ответственность оператора почтовой связи ограничена размером тарифной платы и суммы объявленной ценности, то и обязанность доказывания в силу закона  лежит на стороне Почты России и именно Почта, а не Компания или любой другой отправитель, должны доказывать надлежащее исполнение своих обязательств.

В итоге суд обязал Почту выплатить Курьерской компании возмещение за утраченные отправления, апелляционная и кассационные инстанции с ним согласились, а Верховный суд отказался пересматривать дело.

Таким образом была поставлена точка в многолетней практике, когда Почта России, взяв оплату за отправления, в дальнейшем избегала ответственности их утрату (т.н. "потеряшки"), ссылаясь на отсутствие у клиента специальных форм документов (исторически сложившаяся номенклатура почтовых форм) или вообще доказательств передачи Почте своих товаров на отправку. Теперь Почта России сама должна предоставлять доказательства надлежащего исполнения своих обязательств.

Вывод подтвердил Верховный суд РФ в своем Определение от 01.07.2022 N 305-ЭС22-12025.

Комментарии к материалу закрыты