Отзывы, собрать и использовать
Наступила эра репутации в бизнесе.
Важность сильного личного бренда стала очевидной. Социальные сети готовятся к продвижению личных страниц, большие компании ищут узнаваемые лица. Кто-то известных артистов, кто-то делает узнаваемыми своих сотрудников или владельцев.
Разложим личный бренд на составные части. Их всего две: проявленность и репутация.
О проявленности говорится очень много. Как набрать подписчиков, выступать на сцене, появляться в СМИ нас давно учат.
Настало время подумать о репутации. Если мы говорим о бизнесе, то важна деловая репутация.
Большие компании запускает совсем непрофильные, специальные репутационные проекты.
Зашла в известный сетевой магазин купить туфли, а мне подарили сумку с овощами. Рассказали, что в Краснодарском крае организовали собственное экологичное производство овощей. И пригласили приходить в следующем году за абрикосами. Так хорошо рассказали, маркетологам мысленно аплодировала.
Таких примеров достаточно много. Кто-то выступает с общественными инициативами, кто-то поддерживает благотворительные проекты, не просто деньгами, а регулярно проводит массовые мероприятия.
Пока проекты только набирают силу и широко не освещаются. Но тенденции понятны.
В малом бизнесе прокачать деловую репутацию можно через работу с отзывами.
Вокруг темы отзывов много шаблонов, страхов и навязанных тренерами по продажам стереотипов.
Еще и нейросети появились.
И здесь работа с реальными человеческими отзывами становится особенно важной. Нейросети только обучаются. Из тексты похожи друг на друга, они правильные и ровные. Только человек может написать на эмоциях, с ошибками и это будет интересно.
Обычный диалог с предпринимателем выглядит так.
– Расскажите, как собрать отзывы.
Говорят, что нужно клиентам давать скрипты, просить целый рассказ о трудной жизни до и счастье после покупки.
– А что вы делаете с теми отзывами, которые уже есть?
– Ничего не делаю.
Просто лежат.
Они какие-то не такие.
Я, конечно, и сама бизнес-тренер со стажем. Но как же часто обучение идет во вред продажам. Скорее всего, на курсах, где обучались эти предприниматели, было много ценного. Не сказали там только одно. Принимайте реальную жизнь такой, как она есть. И встраивайте знания в реальность, наоборот не получится.
Почему важны отзывы. Следите за цепочкой. Отзывы всегда пишутся через эмоции. Значит, человек в них вкладывает энергию. Если у вас корпоративный клиент, то текст отзыва писал тоже человек и в отзыве есть его эмоции. Итак, отзывы несут энергию. Все отзывы, положительные и негативные. В негативных обычно энергия зашкаливает.
Деньги – это тоже энергия.
Вывод простой, энергию отзывов превращаем в энергию денег.
И усиливаем деловую репутацию.
Я провела анализ услуг маркетинговых агенств онлайн и поговорила с участниками выставки Электронная торговля-23 (ECOM Expo*23) в Москве.
Никто не работает в этом направлении. Предлагают только восстановление деловой репутации после волны негативных отзывов. Методы описывать не буду, лучше до них дело не доводить.
В крупных компаниях для каждой работы в штатном расписании должен быть предусмотрен сотрудник. Работа с отзывами не считается настолько важной. Поэтому на отзывы отвечают по шаблону или не отвечают совсем.
Я знаю, что говорю. Сама писала такие шаблоны.
И здесь у малого бизнеса появляется преимущество. Выделиться среди конкурентов, быть ближе к клиенту, иметь уникальный контент для соцсетей и подбирать ключевые слова для сайта можно, используя реальные отзывы.
Если мало своих, можно посмотреть у других. У тех, кто еще не оценил этот ресурс.