подписка
Подписаться
Ефим Алдухов
Учредитель, Генеральный директор, goomni
26/01/2024

Чем похоже казино и торговля на маркетплейсах? Или почему вы точно обанкротитесь на МП.

Чем похоже казино и торговля на маркетплейсах? Или почему вы точно обанкротитесь на МП.

Казино – это математическая модель + ошибки мышления. 

Человек думает, что у него есть "везение", но он на 💯 под властью математики и теории вероятностей. В казино невозможно выиграть, если делать статистически значимое количество ставок. Это примерно, как если бы банан не потемнел. Это точно произойдёт вопрос когда. 

Очень многие приходят на маркетплейсы заработать в надежде найти свою нишу, смотря на красивые истории на Ютубе и рассказы "знакомых". 

Однако, по факту для большинства работа с маркетплейсами оборачивается или обернётся финансовой катастрофой. 

При этом маркетплейсы всегда будут зарабатывать. И чем больше новичков приходит, тем больше будет доход. 

Для этого есть конкретные математические причины и ловушки мышления. 

Почему МП всегда выигрывает, а селлер проиграет:

1. На МП рынок абсолютной конкуренции

Пока возможно получение прибыли, количество новых игроков будет увеличиваться до тех пор пока прибыль в сегменте будет нулевой.

2. На МП действует сейчас двойной аукцион со ставками.

– Ставки по снижению цены и его усиливают мониторингом цен на других площадках
– Ставки в рекламе.

Пример системы с аукционом в рекламе в Яндекс.директ выкачала всю рентабельность из контекстной рекламы за 4-5 лет. 
А двойной аукцион ускоряет этот процесс в два раза.

Ставки на продвижение будут расти, а цены будут падать. Так будет до тех пор, пока система не придёт в равновесие, но т.к. в системе большое количество непрофессиональных игроков достаточно и они накопили значимые остатки, которые не могут ни продать ни вывести (а куда их потом), то они будут сливать товар всё дешевле и повышать ставки в рекламе пытаясь, хотя бы зафиксировать убытки.

3.  Психологическая зависимость от "ставок" и долга со стороны МП

Любой, инвестировав время и деньги будет стараться "отыграться" до полного банкротства или осознания того, что он пришёл в казино и тут выигрыш никому не отдают.
Ситуация усугубляется тем, что кабинет закрыть невозможно и товар слить потом тоже. Т.е. у каждого появляется "долг", который каждый день ему напоминает о том, что где-то там лежат его деньги в товаре.
Таким образом все желающие выбрать нишу и заработать получают диагноз лудомания маркетмания. Человек будет постоянно пытаться отыграться на старых ставках  остатках или новых нишах.

4. По теории вероятностей рано или поздно с вами обязательно произойдёт какое-то ЧП. 
У вас потеряют поставку на пару месяцев, выпишут штраф, заблокируют товары из-за авторских прав, вас будут "мочить" недобросовестные конкуренты. 

Это ЧП даже если разрешится через несколько недель или месяцев может сделать огромный кассовый разрыв, который потом придётся очень долго заделывать. За это время у вас будут все шансы потерять позиции, остатки или ещё что-то. 
В среднем коэф. риска где-то 5% в год. Т.е. в течении 5 лет – шанс 25% и более. 

4. МП владелец казино  🎰👯‍♀️👯‍♂️🎰

Чем выше ставки и больше конкуренция, тем лучше себя ведёт математическая модель и большую долю прибыли селлеры отдавать, чтобы выйти в ТОП. 

Если вам дали бонусы на рекламу, то дали их не просто так. Это возможность разогреть конкуренцию. И даже, если сейчас это будет инвестиция, то очень скоро, когда ставки "нагреются" и конкуренция усилится, то доходы могут взлететь вверх. 

Маркетплейс максимально заинтересован в том, чтобы на площадку заходило как можно больше игроков, а конкуренция по ценам и ставкам на рекламу росла. И любой нормальный МП, будет активно стимулировать этот процесс, который обязательно приведёт к сильному падению маржинальности. 

Особенность тут в том, что как бы вы не были против и самые умные, но так будет происходить. 

Выводы: 

1. Маржинальность на маркетплейсах по определению должна стремиться к нулю и убытку. Если вы планируете следующий год, то оборот может расти в 2 раза, но маржинальность должна падать примерно в два раза. Поэтому по факту прибыль будет одинаковой и иметь тренд к падению, как только закончится рост выручки (а он закончится через 2-3 года точно). 

2. Единственный способ заработать там – иметь сильное конкурентное преимущество, которого нет ни у кого в нише. 
Сильный бренд, очень низкую закупочную цену, оптимизированное налогообложение, сильную команду, высокий уровень автоматизации и т.д. и лучше всё сразу. 
 
3. Бизнес на маркетплейсах может быть бизнесом, только если для вас это лишь один из каналов продаж. 

Если пришли играть  в казино и думаете выиграть –  берите с собой краплёную колоду + математика с мехмата + громилу, чтобы отдали выигрыш (Без шуток)

А как у вас изменилась маржинальность за прошедший год? Напишите в комментариях

Прокомментировать
Комментарии
Андрей Пасынков
председатель совета директоров, Ассоциация Поддержки и Развития Интернет-Торговли (АПРИТ)
20/02/2024
Красивая статья, главное - верная!

Политика маркетплейсов базируется на неистребимой жадности части селлеров и их же недальновидности. Все любят халяву, а многие ее возводят в ранг иконы, покупая коврики на "садоводе" за 5 рублей, и продавая на МП за 250...

Считая себя крутыми бизнесменами, продав на пару десятков тысяч и следом, веря, что поймали Бога за бороду, закупая товар на полляма минимум...

и да, реклама на МП, со стороны владельцев этих МП, будет рассчитываться исходя из обилия таких персонажей, готовых упаковывать в рекламные бюджеты по 50-70% рентабельности.

С заходом китайцев, хотя это уже вопросы к ФАС и госрегулятору, колонии таких "продавцов" посыпятся и очень быстро, потому что сложно спорить с производителем, который торгует без посредников и охрененной логистической цепочки с массой желающих заработать...

да и сами продавцы роют себе могилу, сваливая товар на ФБО, начиная работать за 2-3% маржи, надеясь выехать на оборотах и делая еще массу глупостей...

увы, но в Марте 2024 года Закон о регулировании работы МПсов вряд ли будет принят. Очередное усилие торгового лобби пытается отправить Закон на доработку, о чем не применули уже сообщить в СМИ

а в целом, полностью согласен с автором статьи: ни один МП или казино не делается для обеспечения заработком/выигрышем селлера/клиента...

Всем добра!
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Герман L.
Владелец, Руководитель, Торговля (мини-компания)
20/02/2024
Да, статья действительно верная.
Помимо "садового" коврика, купленного за 5 руб. и проданного за 250р. Есть еще огромная масса "селлеров" которые вообще не представляют математику прибыли на МП. Их товары там висят и продаются в убыток. Это делается потому, что есть "линия партии" все там и я там должен быть. В расчеты никто не пытается залезать, это сложно, голова кругом, да и МП не единственный источник дохода от продаж товаров.
Также есть торговцы которые продают товары не понятного происхождения. Например купленные на алиэкспресс, или у кого-то,не понятно кого,  украденные и т.д. Мне как-то такой попался. Товары либо без документов, или другое наименование в доках. Там картина примерно как с "садовым" ковриком была. Где-то берет и сливает в МП.  
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Денис Демидов
Генеральный директор, AvtoGSM.ru
22/02/2024
Статья написана человеком, который только что узнал, что такое рыночная экономика и капитализм в частности...

В торговле (как впрочем в любом бизнесе) под лежачий камень вода не течет, все время нужно искать новые ниши, пробовать разные модели продаж.

Не получится один раз что-то найти и почивать на лаврах, так устроен рынок, это нормально.

Я торговлей занимаюсь уже почти двадцать лет, это динамичный и очень трудный бизнес!
Хочется покоя? Покупай недвижку и сдавай её в аренду, я так и сделал))) 
Но все равно продолжаю участвовать в гонке, это видимо как наркотик))))
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Виктор Степнов
CEO, сооснователь, IT интернет магазин
22/02/2024
Согласен и с автором статьи и с Денисом Демидовым. Маркетплейсы - наркотик как для продавцов, так и для покупателей, но они оказывают сервис "бесплатной" и "понятной" логистики для покупателя. Обеспечивают "легкий" для покупателя возврат товара. Предложения НЕЧЕСТНЫХ скидок - вообще баламутят воду иногда даже разумным людям, даже производители под эти скидки начали закладывать доп маржу в РРЦ учитывающие что будет не так (через избранных партнеров или напрямую продавая на маркетплейсах дешевле), но при этом классический канал - конечных продавцов заставляя держать РРЦ, а дистрибьютеров РДП. 
 Пока они занимаются выдавливанием прямых продаж от продавцов, делают иногда сумасшедшие акции совместно с крупными ритейл игроками (сам неоднократно покупал товар ниже оптовой себестоимости на 10-ки процентов).
Крутиться приходится всегда, недвижка - тоже не защита активов и доходов. 
С Ефимом согласен - глобализация рынка рушит малый, средний и крупный бизнес, остается лишь очень крупный.

Варианты:
1. Работать в очень крупном бизнесе и помогать им рушить более мелкий - что по сути единственный путь для большинства.
2. Накупить недвижки и сдавать ее за 3-4% годовых (если очень повезет до 10%), надеясь что сама недвижка будет расти в цене (но не факт что 3-4% дохода годовых хватит на восстановление недвижки от жильцов), а еще на этот доход есть и налоги, коммуналка, взносы на кап ремонт, поборы от совета дома и т.п.  Т.е. без формата что у вас будет хотя бы ликвидных 10-объектов и сдавать будете посуточно - на жилой недвижке не заработать с аренды. Но иллюзия заработка есть пока сама недвижка растет в цене.
3. Продавать уникальный товар на маркет плейсах (пока его не скопируют) и создавать внедрять еще новый товар .... тоже дело неблагодарное!
4. Сделать продукт с понятным рынком сбыта крупным компаниям и работать с ними напрямую держа каждого клиента и нарабатывая их базу.
5. Заниматься малорентабельным низкооборотным бизнесом, в который не полезут в ближайшее время сети, к примеру: автомойки, разборки, услуги гуманитарных специалистов, услуги и координация рабочих по ремонту /отделке недвижки, пр-во продукта по своему дизайну (мебель, декор к примеру) или размеру (окна). Все бизнесы которые торгуют стандартным ширпотребным товаром и не имеют какой либо эксклюзив хотя бы на часть его, к сожалению вынуждены будут делиться с маркетплейсами львиной долью прибыли, а после с государством налогами).
5. Стать Президентом :) и все исправить.
 
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Egor С.
Учредитель компании, Торговля (Спорт и туристические товары, небольшая компания)
22/02/2024
Да, в посте всё верно сказано: 
"Очень многие приходят на маркетплейсы заработать в надежде найти свою нишу, смотря на красивые истории на Ютубе и рассказы "знакомых".  Однако, по факту для большинства работа с маркетплейсами оборачивается или обернётся финансовой катастрофой. "

И выводы в конце тоже верные. Всё это проходили, набивая свои шишки. Обороты росли, и одновременно падала маржа. Когда имели свои УТП (уникальные торговые предложения), то достаточно быстро кто-то копировал и повторял. Имея и свои каналы продаж всё равно продолжаем торговать и через МП, хотя часто это не выгодно, но важно присутствие на полках. Как лудоманы...

В результате, в процессе эволюции произойдет неизбежное: в торговле на МП рынок захватят 1 -китайские продавцы, 2 -"первые руки" -сами производители товаров и 3 -сами маркетплейсы (потому как они видят всю статистику и не будут делить кусок пирога там, где могут сами заработать).

На VC на днях хорошая статья была, маркетолог там описал как сегодня выглядит рынок по торговле тапочками/шлепками. Занимательно, почитайте. Вобщем суть: из 100500 игроков на этом рынке по факту (как по закону Паретто) весь оборот скопился в руках 2-3х игроков - и на первых местах сами маркетплейсы, они увидели злачное место для заработка и торгуют этими товарами теперь сами. С ними бодаться и по объемам и по марже невозможно.

Мы, как производители электроники, очень хорошо знаем из опыта работы с сетями, как обстоит дело на таком рынке. Мы производим и привозим какую то технику, выставляем в сети, они продают и собирают аналитику и статистику. Через какое то время на прилавках появляются аналоги нашей техники, но по цене ниже и под брендами этих сетей.. И так везде и во всём!

Вернемся к продаже на МП. По факту, самый надежный способ торговли через МП -это схемы FBS и realFBS (торговля со своего склада). Потому как схема FBO - становится просто опасной. Утром просыпаешься, а все твои товары продаются по замороженной акции, в 2 раза дешевле. И сделать  ничего нельзя, потому как товар на складе у МП. Если торгуешь по FBS - как минимум можно в админке обнулить все остатки на складах и не отгружать, ну уходить в минус. Но и тут свои чудеса, потому как потом могут быть возвраты, подмены, воровство товара и тд. И это всё побочка в торговле, к этому надо быть готовыми.
Поэтому, здесь как в инвестировании - надо смотреть результаты на длинной дистанции, например в год работы. Потому как за пару месяцев сезонной торговли можете быть в приличном плюсе, а потом начнется просада в продажах, возвраты и тд. И по факту за год работы будет ноль, или минус!
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Никош Чеслав
:1

Руководитель интернет-магазина, Всякий товар
24/02/2024
Первая часть статьи похожа на выводы, опустившего руки человека, столкнувшегося с проблемами на маркетплейсе.
Вторая часть принятие того, что везде надо трудиться, так же как под лежачий камень вода не течет.
Мы работаем более 8 лет в интернет торговле.
У нас были и блокировки товара на 4 млна*(доковидные миллионы были значительно дороже нынешних)), с невозможностью вывоза более полугода, с платным хранением и последующим вывозом за деньги. И не один суд. Про повседневные залеты я вообще молчу, типа Озон придумал давать скидки за мой счет, ниже закупочной стоимости. Это уже было на ВБ, года 4 назад, кстати.
Везде есть сложности, не надо сопли жевать. Есть очень много видов работ, где хуже, страшнее, унизительней, меньше зароботок.
Про рентбизнес так может написать человек, который не имеет недвиги для сдачи. Вот где постоянный стресс от ожидания что арендатор зальет/ сожжет/ разрушит, и вся ваша прибыль пойдет по детородному органу на многие годы вперед. Вывести деньги из вторичной недвижимости сейчас крайне сложно и без потерь не обойтись, кто в теме, тот понимает почему.
Диверсификация, как мне кажется, лучший совет, но мы же здесь ноем про маркетплейсы))