ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ОТМЕНЫ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕРКИ МАРКЕТПЛЕЙСОВ? (размышления практикующего юриста)
Не так давно вступило в силу решение Правительства об отмене на проверки IT-компаний, что заметно возбудило рынок и вернуло интерес к "пятому антимонопольному пакету", которой как та вещь в себе – долго ждали, очень воодушевились, а что с этим делать и чем он может помочь рядовому селлеру – непонятно.
Сейчас же слышатся громкие заявления и даже требования от общественных объединений в адрес маркетплейсов – "отменить комиссии, прекратить изменять договоры". Полностью поддерживаю позицию этих объединений, однако необходимо отдавать себе отчет, в том, что само по себе признание маркетплейса занимающим доминирующее положение (а это ФАС еще должен установить) не делает его автоматически нарушителем.
Я уже давал комментарий к статье моего коллеги в деле защиты прав селлеров, Председателя Совета Ассоциации поддержки и развития интернет-торговли, Андрея Пасынкова. Комментарий получился столь развернутым, что я решил опубликовать отдельным постом, чтобы тот, кто, подогретый новостями, задумывается или намеревается идти в ФАС – понимал подводные камни этого процесса.
Потому что сейчас тот момент, когда закладываются практические подходы и каждое неудачное или отказное решение может закрепить негативную практику.
Напомню как развивались события после того как вступил в силу "пятый антимонопольный пакет":
1) В январе Шаскольский говорит, что маркетплейсы уже соответствуют критериям доминирующего положения, однако мораторий на проверки IT-компаний не дает ведомству применять административный рычаг
Глава ФАС заявил, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке (tass.ru)
2) 05 марта Шаскольский уже заявлял в СовФеде, что надо отменять проверки, а с 28.03. вступило в действие Постановление Правительства, отменяющее мораторий
ФАС России | Правительство РФ отменило мораторий на антимонопольные проверки IT-компаний (fas.gov.ru)
Однако это все еще не означает, что вот теперь то селлеры "заживут".
Само по себе доминирующее положение нарушением не является, необходимо доказывать, что доминирующее положение привело к нарушениям антимонопольного законодательства.
Действующее российское законодательство знает две базовые группы таких нарушений:
1) недобросовестная конкуренция или
2)злоупотребление доминирующим положением.
Внутри этих групп много разных способов, каждый из которых имеет еще и разные варианты исполнения.
Признание доминантом процесс долгий и кропотливый, маркетплейсы вправе участвовать и подавать возражения и обоснование отсутствия доминирующего положения.
Схема действий при подготовке обращения должна быть такой:
1) есть с десяток – другой однотипных нарушений (блокировки, недобросовестная конкуренция по одной группе товаров, навязывание кабальных условий) и есть пострадавшая группа продавцов.
Уже на этой стадии надо детально проработать нарушение: как нарушили, что предусмотрено в оферте, как действия маркетплейса оказывают влияние , чем доказывается нарушение
2) сделать отчет тех же Data Insight или иных оценщиков, в котором должны быть приведены основные показатели для ВБ и ОЗ на рынках, а сами показатели брать из критериев и условий оценки доминирующего положения 220-го Приказа ФАС
3) юридическая подготовка дела с учетом последней позиции Пленума ВС РФ 21 года по антимонопольным делам (там есть важный критерий разграничения частно-правового и публичного интереса, сильно повлиявший на суды по антимонопольным делам сейчас)
4) готовится и подается обращение о возбуждении антимонопольного расследования в ФАС (при оформлении в деталях соответствующее 345 Регламенту ФАС)
5)- вот в рамках расследования и пойдет уже борьба за признание ВБ и ОЗ не только доминантами, но и злоупотребившими своим положением.
Реализация этого проекта будет иметь практический результат для той самой активной группы селлеров – ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА МАРКЕТПЛЕЙСОМ (прямая выгода) и косвенные плюсы – прекращение маркетплейсом грабительских действий
Надеюсь, эти размышления будут полезны тем, кто задумался о "крестовом походе".
Готов к дальнейшему диалогу по антимонопольному регулированию и практической помощи смельчакам.