АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ ИДУТ В E-COM
"Пятый антимонопольный пакет", который все ожидали три года, вступает в силу с 1 сентября на фоне бунтов ПВЗ и просьб маркетплейсов отложить госрегулирование отрасли электронной торговли
Речь идет об изменениях в Федеральный закон "О защите конкуренции", которые ведомство Шаскольского обещало еще в 21 -м году и тянуло с ним как могло.
Несмотря на большие ожидания, результат на выходе из Совета Федерации выглядит весьма скромно, из основных достижений – в практике регулирования цифровых платформ, к которым относятся и маркетплейсы, появляются критерии оценки доминирования на товарном рынке через определение "сетевого эффекта".
СПРАВКА: Сетевой эффект – это свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее – цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей (Пункт 4.1. статьи 4 Закона о защите конкуренции)
Краеугольным камнем всей системы контроля за состоянием конкуренции на рынке является выявление нашим ФАС признаков доминирующего положения, злоупотребления этим положением и отнесение такого злоупотребления к одному из составов, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Так вот с 1 сентября статья 10 дополняется статьей 10.1, определяющей критерии, при соответствии которым оператор цифровой платформы (читай – OZON, Wildberries, Яндекс. Маркет, Сбер и прочие) может быть признан доминирующим, и, соответственно, на него будут распространяться общие запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, а также санкции за ее нарушение. Чтобы признать оператора цифровой платформы доминирующим, ФАС России потребуется установить наличие дополнительных критериев:
- тот самый сетевой эффект от использования платформы способен влиять на общие условия обращения товаров на товарном рынке,
- доля сделок с использованием платформы должна составлять более 35% от всех общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке (в денежном выражении),
- выручка хозяйствующего субъекта (собственник платформы) за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей.
Отмечу, что одним из видов нарушения является картельный сговор, ответственность за который уже устанавливается в виде оборотного штрафа.
В общем изменения действительно могут существенным образом отразиться на регулировании деятельности интернет-компаний, задействованных в электронной торговле, и стать основанием для формирования отдельной антимонопольной практики.
Однако пока рано говорить о том по какому пути пойдет эта практика в отношении маркетплейсов. Можно лишь отметить, что пока маркетплейсы живут в волшебной реальности, где даже весьма кабальные условия их оферт (на удивление весьма схожие друг с другом) пока не оценивались государственными контролирующими органами всерьез на возможность селлеров хоть как-то на них повлиять. Стандартный ответ в таких случаях "не нравится – иди к другому" перестанет работать только при массовом обращении в ФАС и суды.
Теперь у таких обращений хотя бы появилась достаточно серьезная правовая основа.