В России дорожают грузовые автоперевозки, но не из-за растущего спроса. В чем же дело?
Фото:
Сгенерировано нейросетью
Транспортные компании, занимающиеся автомобильными перевозками, фиксируют рост цен на услуги.
Но подорожание связано с падением предложения: множество грузоперевозчиков просто прекратили деятельность. На международных направлениях нет даже обычного роста импорта, несмотря на высокий сезон.
Разбираемся, что происходит на рынке грузовых автоперевозок.
Эксперты и участники рынка сообщают о росте цен на перевозки по внутрироссийским направлениям. По разным данным, годовой прирост составил 8,7-9,0%. В течение III квартала цены прибавили около 16%. Однако при этом реальный объем перевозимых грузов не вырос, а даже демонстрирует тенденцию к снижению.
Главная причина – заметная часть грузоперевозчиков ушла с рынка, и процесс закрытия компаний продолжается. Об этой ситуации "Оборот.ру" писал не раз: бизнес просто становится невыгодным. Каковы же причины?
- Рост затрат на покупку и обслуживание грузовиков, зарплату водителей.
- Высокая ключевая ставка и, следовательно, дорогие кредиты.
- Падение тарифов на грузоперевозки в прошлом году из-за демпинга.
Закрывающиеся компании массово возвращают технику, взятую в лизинг. По данным Объединенной лизинговой ассоциации, за первое полугодие автоперевозчики вернули более 30 тысяч автомобилей, что составляет порядка 8,7% всего парка магистральных тягачей в стране.
Международные перевозки: импорт растет слабо
В международных перевозках наметилась стагнация импорта и рост экспорта. Но при этом тарифы тоже растут.
Число заявок на доставку грузов из России за рубеж, по некоторым данным, выросло на 49% к прошлому году и на 47% ко второму кварталу, цены за квартал поднялись на 10%.
А вот на ввоз товаров из-за рубежа спрос затухает. Во многом это происходит из-за проблем на границе с Казахстаном, а также на границе Белоруссии с Польшей, где также ужесточились проверки.
Даже предпраздничный сезон увеличил спрос на перевозки в Россию всего на 1%, утверждают эксперты. К праздникам он, может быть, вырастет еще на пару процентов, это очень низкий уровень по сравнению с предыдущими годами. Впрочем, тут же они говорят, что стагнация относительная, а в целом спрос на грузы из Китая остается высоким.
Помимо этих сложностей, говорят эксперты, наблюдается серьезное ужесточение контроля грузов со стороны ЕС, а также участившиеся случаи недопуска груза в Россию даже в тех случаях, когда он не подпадает под санкции. Для перевозчиков импорт становится рискованным делом. И, главное, по закону, они не могут ничего опротестовать, их просто игнорируют.
Тарифы на перевозку грузов из Европы в РФ выросли в два раза по сравнению с августом, из Китая в РФ — более чем на 25% по сравнению с сентябрем, сообщают аналитики. И добавляют, что проблемы на границе с Казахстаном вряд ли решатся до декабря и, скорее всего, перейдут на следующий год. Вследствие чего бизнес ищет обходные пути, например через Монголию.
Что будет дальше?
Эксперты прогнозируют, что нехватка грузовых автоперевозчиков может перейти в тотальный дефицит. Потому что компании столкнутся с новыми трудностями.
Во-первых, это рост топливных расходов, которые обычно составляют около 30% себестоимости поездки. Во-вторых, рост налогов, что увеличит финансовую нагрузку на предпринимателей.
Кроме того, в 2026 году в России вступают в силу несколько законодательных новшеств, которые изменят сферу грузоперевозок. Игроки рынка обязаны перейти на электронный документооборот и зарегистрироваться в госреестре экспедиторов, а сам грузооборот переходит под жесткий контроль. Кроме того, новый дорожный налог появится у владельцев тяжелых грузовиков.
В международных автоперевозках до конца года сохранится положительная динамика, считают эксперты. По мере адаптации логистических маршрутов в обход проблемных направлений может вырасти спрос на перевозки из Китая, особенно потребительских товаров. Его может подстегнуть тренд на снижение курса доллара по отношению к рублю.
Также читайте на нашем сайте:
- С января 2026 ИП запретят заниматься розничной торговлей и грузоперевозками, используя патентную систему налогообложения
- Многотысячная пробка из фур на границе с Казахстаном – не коллапс, а новая реальность? Как она повлияет на доставку китайских товаров?
- Из-за чего на границе РФ с Казахстаном образовалась пробка из 5000 фур с китайскими товарами? (ВИДЕО)
- Поезда и фуры снова идут в ЕС: Польша открыла границу (ВИДЕО)
- Казахская таможня придерживают грузы в Россию. Какие будут последствия?
- Тысячи фур с китайскими товарами застряли под Брестом: Польша не пропускает грузовики в свою сторону
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Теперь судимся за другое - 600 тыс. при стоимости партии где-то в 2.5 млн.
Пошлина х2 - х10 хотят делать.
Очень тяжело стало импортировать, и обиднее всего - работаешь в белую, а отдуваешься за всех серых импортёров - они ведь не доплачивают!! Свернуть
Нет крававые "Коммунисты" не отжали и не засадили Мужика, они просто построили дорогу вокруг его дома!
А теперь смотрим на ООО РФ!
Миллионы реакционных территорий уже загаженных стоят в пустоте, а парки и леса под Свалки и Склады! Свернуть