В Китае сервис доставки еды JD тестирует услугу выноса мусора. Рассказываем, сколько за это платят и как такая же услуга приживается в России

Курьеры, привозящие еду с китайской ecommerce-платформы JD.com, теперь могут выбрасывать мусор по заказу клиента. Пилотный сервис первоначально появился в Пекине и городе Суцянь провинции Цзянсу, а затем был расширен на 10 мегаполисов. Таким образом недавно вышедший на рынок сервис пытается завоевать лояльность заказчиков.
Новую услугу оказывают только курьеры, отрабатывающие полные смены, они участвуют в проекте по желанию. Для этого доставщиков снабжают защитными перчатками и дезинфицирующими средствами для рук. За каждый заказ с выносом мусора они получают дополнительно 0,5 юаня (5,5 рублей по курсу ЦБ). При этом курьеры должны сделать фотофиксацию процесса.
Количество мусора ограничено по объему и весу. То есть, навесить на сотрудника недельный запас точно не получится.
Для клиентов это бесплатно, но они могут дать сотруднику чаевые.
В JD уточняют, что официально услуга пока не запущена. Предназначена она в основном для жителей верхних этажей в домах без лифтов и маломобильных людей.
Маркетплейс JD вышел на высококонкурентный китайский рынок доставки еды совсем недавно, в феврале 2025 года. По ее данным, число ежедневных заказов уже превышает 25 млн. Она сделала резкий скачок по набору клиентов, во многом благодаря известности и репутации бренда.
Но тем не менее Meituan и Ele.me вдвоем занимают примерно 92% рынка.
По данным статистики, сервисами доставки пользуется 66,3% населения Китая, что в переводе в абсолютные цифры равняется примерно 980 млн человек.
К тому же, другие компании тоже предлагают нестандартные услуги для лояльности клиентов.
В Meituan есть сервис выгула собак, а Ele.me предлагает "Ожидание в очереди".
JD в свою очередь пытается привлекать клиентов и партнеров другим: фокусируется на предложениях среднего и премиум-класса, сотрудничает с брендами типа Starbucks и демпингует, взимая с заведений комиссию в 8% против средней по рынку в 15-20%.
В России услуга выноса мусора курьером тестировалась "ВкусВиллом" в 2024 году. Утилизация одного пакета руками курьеров стоила 150 рублей. Доставщик при выносе обязан был пользоваться перчатками, а пакет не должен был превышать 6 кг по весу и пачкаться.
Однако после двухмесячного тестирования компания по каким-то причинам от этой услуги отказалась.
Сами курьеры рассказывали в соцсетях, что некоторые пользователи иногда просят вынести мусор за наличку, обычная такса – 100 рублей.
В марте нынешнего года появились сообщения, что подобная услуга тестируется Яндекс Маркетом и Яндекс Доставкой. Однако официального заявления о ее внедрении пока не было.
Также читайте на нашем сайте:
- Макулатура, отходы пластика и гнев курьеров. За сколько "ВкусВилл" готов вывозить мусор от клиентов?
- На китайских маркетплейсах покупателям предлагают мусор. И он пользуется огромным спросом!
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.