Теперь никаких заранее поставленных галочек! Бизнесу в России запретили навязывать допуслуги
2
Президент РФ подписал закон, который запрещает бизнесу "втюхивать" дополнительные товары или услуги без явного и однозначного согласия клиента. Документ опубликован на портале правовой информации.
С 1 сентября 2025 года в России вступят в силу поправки к ст. 16 закона "О защите прав потребителей". Согласно изменениям, продавцы больше не смогут навязывать клиентам сопутствующие товары и услуги без письменного согласия согласия. За нарушение этой нормы грозят вполне ощутимые штрафы.
А если потребитель согласен с приобретением (выполнением, оказанием) чего-то сверх изначально заказанного, он должен будет подтвердить это отдельно в письменной форме.
В народе нововведение уже прозвали "законом против банков и автосалонов". Поскольку именно навязывание страховок банками и дополнительных опций продавцами автомобилей уже стали притчей во языцех. Однако это коснется любых бизнесов, в том числе и онлайн-торговли.
Продавцы и владельцы агрегаторов и интернет-магазинов будут обязаны доказывать, что договор с клиентом действительно был заключен.
Автоматические отметки о согласии — например, галочки в пользовательских соглашениях — теперь не считаются легитимными.
Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).
Очевидно, согласие на покупку доптоваров и услуг нужно будет оформлять отдельным документом.
Покупатель также сможет отказаться от навязанных услуг и потребовать возврат средств. Продавец обязан удовлетворить такую претензию в течение трех дней.
За нарушение новых правил предусмотрены штрафы: до 40 тыс. рублей — за навязывание дополнительных товаров и услуг, до 300 тыс. рублей — за отказ вернуть деньги потребителю.
Требование возвращать покупателю деньги за ненужные дополнительные товары или услуги сводит на нет тактику "или берешь, или уходишь", которую используют некоторые не совсем добросовестные представители бизнеса.
Например, не выдают кредит без оформления страховки.
Теперь клиент может потребовать возврата денег за нее.
Как пояснял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, тактика навязывания дополнительных услуг четко выстроена: человек не сразу понимает, что автоматическая отметка о согласии вынуждает его переплачивать, а при попытке отказаться ему грозят отказом в заключении договора и даже штрафом, или не дают обещанную скидку. Поэтому новый закон требует письменного согласия на получение дополнительных товаров, работ или услуг.
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова отмечала, что под действие закона попадают любые товары, работы и услуги. В том числе распространенная "продленная" гарантия на товар.
Также читайте на нашем сайте:
- Как именно запретят маркетплейсам навязывать скидки продавцам (цитируем законопроект)
- Запрет для маркетплейсов принудительного снижения цены за счет селлера. Что еще есть в новом законопроекте о цифровых платформах?
- Биометрия, вход на маркетплейсы через "Госуслуги" и запрет мессенджеров. Что не нравится бизнесу в новом законопроекте?
- Законопроект о платформенной экономике согласован и, скорее всего, вступит в силу 01.09.2025г. Чего ждать от этого документа?
- У Лукашенко это не сработало, но мы попробуем: Госдума хочет ввести ограничения максимальной торговой наценки
- Минпромторг заявил, что не собирается законодательно приравнивать маркетплейсы к торговым сетям
- Традиционная розница предъявила претензии маркетплейсам. Требуют поменять закон о платформенной экономике
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Но как сделать так, чтобы приложение отвечало требованиям современного рынка? Рассказывает эксперт... Подробнее
Для примера ТОП1 карточка товара по продажам по мнению аналитики Moneyplace на WB это артикул
226222569, с выдуманными продажами примерно на 0,7 млрд. рублей
На самом деле видим просто выставление заоблачного ценника и зануление товара, что внешняя аналитика посчитала продажами
Свернуть