В 93% случаев рассрочка повлияла на решение о покупке. Что еще Совкомбанк узнал про отношение россиян к рассрочке?
Фото:
Совкомбанк
Наличие рассрочки повлияло на решение о покупке в 93% случаев среди покупателей, купивших что-либо таким способом оплаты за последние полгода. Из них в 60% случаев клиенты решились на приобретение только благодаря возможности рассрочки. Такие данные получил Совкомбанк в ходе своего исследования "Рассрочка и крупные покупки в 2025 году".
Главный вывод: рассрочка работает как сильный коммерческий инструмент – она влияет на решение купить, увеличивает средний чек, повышает готовность покупать дороже и помогает не терять клиента в момент выбора.
Именно возможность оплатить частями стала определяющим фактором для 64% запланированных и 49% спонтанных покупок, оплаченных в рассрочку.
Спрос на крупные траты в торговых категориях остается высоким: более 80% россиян открыты к крупным покупкам до конца года, около 45% уже планируют их совершить. В корзине ближайших решений:
- бытовая техника и электроника (50%),
- товары для дома и интерьера (35%),
- ремонт и строительство (32%),
- путешествия (30%),
- авто (29%),
- одежда и обувь (25%).
Чаще в рассрочку приобретают бытовую технику и электронику: 41% респондентов указали эти товары среди своих последних покупок в рассрочку. Среди товаров чаще всего упоминались холодильники, смартфоны, компьютеры и ноутбуки, телевизоры и стиральные машины.
Структура чеков показывает, что рассрочка массово "работает в средней полке": около 54% покупок в рассрочку укладываются до 30 тысяч рублей, около 76% – до 50 тысяч рублей.
Фото:
Совкомбанк
При этом чек заметно зависит от категории: примерно 71% покупок одежды, обуви, аксессуаров и косметики в рассрочку стоят до 10 тысяч рублей, тогда как 83% покупок бытовой техники и электроники – от 10 тысяч рублей и выше.
Фото:
Совкомбанк
Покупатели по-разному определяют "крупность" расходов в категориях, что важно учитывать при настройке порогов рассрочки и промо:
- в категории "одежда, обувь и аксессуары" около 27% опрошенных считают крупной покупку уже от 5-10 тысяч рублей и около 33% – от 10-30 тысяч,
- тогда как в категории "путешествия" около 29% называют покупку крупной от 50-100 тысяч рублей, а почти половина опрошенных (49%) – от 100 тысяч рублей.
Рассрочка особенно важна для товаров длительного пользования: среди покупателей электроники, бытовой техники и мебели 52% считают наличие рассрочки важным.
Для регулярных и сезонных покупок менее значима – 22% отмечают важность, 17% нейтральны, 61% не видят необходимости.
Люди в целом позитивно воспринимают рассрочку:
- 90% согласны, что с рассрочкой не нужно копить – можно получить товар сразу;
- 87% считают, что она выручает в сложных ситуациях;
- 84% – что позволяет покупать более дорогие товары;
- 68% – что помогает не упустить выгоду.
Опыт использования рассрочки повышает лояльность к инструменту. В сравнении с общим населением пользователи с опытом рассрочки реже считают ее источником лишних трат (33% против 49%) и чаще отмечают ее преимущества:
- возможность экономить (70% против 36%),
- контролировать финансы (75% против 46%),
- совершать выгодные покупки (84% против 68%).
Воронка продаж в рассрочку преимущественно плановая: 63% заранее понимали, что возьмут товар в рассрочку, только каждая пятая покупка – спонтанная.
Основные причины выбора рассрочки связаны с удобством получения товара, планированием финансов и выгодой при покупке:
Фото:
Совкомбанк
Покупатели с доходом выше среднего чаще воспринимают рассрочку как полноценный финансовый инструмент – способ экономить, управлять расходами и получать дополнительную выгоду. Они чаще отмечают, что рассрочка помогает контролировать финансы (25% против 18%), и чаще используют ее ради кэшбэка и бонусов (19% против 10%) по сравнению с респондентами с более низким доходом.
Масштаб аудитории подтверждает потенциал для продаж:
- примерно половина россиян уже оплачивали покупки в рассрочку хотя бы раз,
- еще более 20% готовы попробовать,
- а среди молодежи 18-24 лет как минимум каждый четвертый готов воспользоваться этим способом впервые.
В рамках исследования Совкомбанк опросил 1000 случайных россиян, а также 706 покупателей, которые пользовались рассрочкой за последние 6 месяцев. Респондентами были люди 18-55 лет из городов с населением от 100 тысяч. Выборка формировалась с учетом данных Росстата, результаты интерпретируются с учетом статистической погрешности.
Для ритейла это означает, что правильно настроенная рассрочка и точные промо‑механики под категорию и порог "крупной покупки" способны увеличить конверсию в оплату, расширить средний чек и удержать покупателя в момент выбора.
Реклама ПАО "Совкомбанк"
ИНН 44O111648O