Наталья? Вы чудо? Заплатите за это! У селлеров возникают огромные проблемы с "патентными троллями"
1
Продавцы российских маркетплейсов страдают от предприимчивых людей, которые ухитряются запатентовать самые общеупотребительные слова типа "чудо", "яблоко", "идея" и даже "Наталья". Маркетплейсы, не разобравшись, блокируют продажи реальных селлеров в пользу мошенников, которые ничего не производят.
Общественники предлагают бороться с "патентными троллями" на законодательном уровне. А эксперты советуют всем предпринимателям все-таки патентовать свои названия.
В последнее время актуальной для селлеров стала проблема "патентных троллей". Напомним, что это понятие пришло к нам с Запада.
Предприниматели патентуют название бренда — или общеупотребительное слово, или только раскручивающееся название, которое еще не успели "застолбить". А затем требуют "выкуп" за использование этого слова с реальных производителей. Сами "тролли" ничего не производят, а зарабатывают на судах или досудебных договоренностях.
"Оборот.ру" не раз рассказывал, как действуют российские патентные тролли. И в последнее время они активизировались.
Российские селлеры массово получают судебные иски из-за использования русских слов в названиях брендов или продукции.
Некий предприимчивый мужчина из Уфы запатентовал 600 слов в качестве товарных знаков и теперь судится с предпринимателями за их использование. Ему удалось получить охрану на такие слова, как "яблоко", "удача" и даже "Наталья", написал телеграм-канал "SHOT Проверка".
Как рассказывают селлеры, предприниматель, угрожая судом, сначала пытается договориться. Его устроит или небольшая постоянная выплата, так называемая лицензия. Или полный откуп от предпринимателя.
Вот что рассказала об этом предпринимательница, у которой на сайте есть упоминание про "живое масло". Оказалось, что "тролль" оформил патент на слово "живое".
Бизнесвумен была не против убрать это слово с сайта. Но коммерсанта из Уфы это не устроило.
Если договориться на устроившую "тролля" выплату не удается, тролль действительно идет в суд. И нередко решение выносится в его пользу.
Но бывает и иначе.
Так, патентный тролль зарегистрировал товарный знак "Удача" по нескольким классам МКТУ, один из которых "молочные продукты", и подал в суд на производителя молочного коктейля "Чудо". Суд продолжался четыре месяца, закон встал на сторону производителя, потому что шрифты и цвета надписей истца и ответчика различались. Правда, "тролль" подал апелляцию.
Как уже писал Оборот.ру, в российской судебной практике уже были случаи, когда производители выигрывали суды у "патентных троллей" именно на основании того, что их оппонент — "патентный тролль". Суды принимали сторону ответчика, убедившись, что истец не ведет активной деятельности под данным брендом, а основную активность проявляет в судах.
Как например, вышеупомянутый уфимец. За последние четыре года он принял участие в более чем 1000 судебных дел на общую сумму более 1 млрд рублей, рассказывает "SHOT Проверка". Он успел запатентовать 642 товарных знака в разных перечнях товаров и услуг (МКТУ), еще более 500 находятся на рассмотрении.
Большинство его торговых марок — это обычные слова: "лимон", "вишня", "карандаш", "хорошо сидим".
То есть селлеров ждет еще немало претензий. Поэтому предприниматели хотят решить эту проблему системно, в законодательном порядке.
Ассоциация представителей электронной торговли (АПЭТ) обратилась в ФАС с просьбой инициировать обсуждение "патентного троллинга", закрепив это понятие.
Рычаги давления у "троллей" появляются в том числе за счет политики маркетплейсов, блокирующих карточки товаров на основе обращений правообладателей, отмечают в АПЭТ. Площадке очень часто подходит к жалобе формально, продажи останавливаются, и продавцов могут обязать вывозить остатки со складов маркетплейсов за свой счет.
Общественники рассказывают о продавце, который после блокировки столкнулся с необходимостью заплатить за вывоз 6 тысяч единиц одежды на миллион рублей. "Патентный тролль", в свою очередь, предлагал урегулировать конфликт дешевле.
Сейчас вымогатели зарегистрировали бренд "Пиши-стирай" и по аналогичной схеме предъявили претензии к производителям раскрасок.
Общественники предлагают несколько мер для борьбы с "патентными троллями".
- закрепить сами понятие в законодательстве,
- дать возможность обжаловать действия "троллей" в ФАС без остановки продаж на маркетплейсах,
- внести изменения в законы о защите конкуренции,
- предусмотреть возможность аннулировать права на товарные знаки и патенты, полученные с установленными нарушениями.
Но пока суд да дело, юристы предлагают добросовестным предпринимателям все-таки защищать их бренды. Да, процедура может обойтись в 50-75 тысяч рублей, но нападение "патентного тролля" обойдется дороже. Ну или в крайнем случае называть свою компанию так, чтобы невозможно было простое совпадение. Например, собственными именем и фамилией. Или набором букв и цифр.
Также читайте на нашем сайте:
- Монополия на слово "планета". Как "патентные тролли" вымогают деньги у селлеров под угрозой внесудебной расправы
- Зачем нужен личный кабинет правообладателя? Карточки поддельных товаров будут блокироваться маркетплейсами без суда
- Зачем IKEA требует у Роспатента исключительное право продавать в РФ свои товары?
- "Я тебя люблю" и "Ведьмы не стареют": Селлеры Wildberries и Ozon жалуются на патентных "рэкетиров" (ВИДЕО)
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.