Госдума уже в ближайшее время рассмотрит законопроекты о "российской полке" и "винной полке"
Фото:
© Игорь Низов / Фотобанк Лори
Оба документа готовы, согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти и внесены в правительство. Их планируется направить в Госдуму уже этой осенью, сообщил заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушов на форуме E-retail week 2025.
Он отметил, что министерство рассчитывает внести пакет законопроектов в Госдуму в осеннюю сессию.
По словам Чекушова, документы предусматривают квотирование места для продукции российского производства в офлайн-магазинах и на маркетплейсах. При этом конкретные товары и размеры квот пока не определены. Замминистра подчеркнул, что механизм должен быть достаточно гибким.
Он пояснил, что если торговый формат уже активно развивает продажу российских товаров, то дополнительная регуляция может оказаться избыточной. В таких случаях, по его словам, будут применяться коэффициенты и определяться виды товаров в зависимости от ситуации.
"Российская полка" предполагает обязательную долю отечественных товаров в рознице и интернет-торговле. Первая версия инициативы, разработанная депутатом Татьяной Буцкой в 2023 году, предлагала установить этот показатель на уровне 50%. В поисковой выдаче маркетплейсов первые 50 позиций также должны были занимать российские товары.
В 2024 году Минпромторг подготовил обновлённую редакцию, где конкретные квоты уже не указывались. Глава ведомства Антон Алиханов тогда говорил, что внедрение "российской полки" начнётся с категорий бытовой химии и косметики, а затем охватит другие группы товаров.
В августе 2025 года проект был опубликован на Федеральном портале нормативных правовых актов. Согласно документу, квоты будут распространяться только на непродовольственные товары, а размещать полку с национальной продукцией необходимо на высоте от 80 до 160 сантиметров от пола.
К национальным товарам отнесут продукцию, произведённую в России и странах ЕАЭС компаниями, не подконтрольными иностранным лицам.
Методику расчёта доли разработает Минпромторг.
Для маркетплейсов предусмотрено требование приоритетной выдачи российских товаров, а при поиске зарубежных брендов – отображение отечественных аналогов.
Отдельный законопроект – о "российской винной полке" – устанавливает долю российского вина в общепите и рознице на уровне не менее 20% от ассортимента. Новые правила должны вступить в силу с 1 марта 2026 года.
Председатель Ассоциации виноградарей и виноделов России Дмитрий Киселёв ранее предлагал повысить этот порог до 50%, а Антон Алиханов отмечал, что возможность постепенного увеличения квоты будет предусмотрена.
Также читайте на нашем сайте:
- Подготовлен новый вариант законопроекта о "российской полке"
- Когда на маркетплейсах появится "российская полка" и чем это грозит бизнесу?
- Отечественные товары будут "принудительно" показывать первыми в поисковой выдаче?
- С января 2026 ИП запретят заниматься розничной торговлей и грузоперевозками, используя патентную систему налогообложения
- Новый налог для продавцов импортной продукции на маркетплейсах: когда его могут ввести?
- Государство задумалось о будущем самозанятых
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Как много ещё таких моментов, где просто не хватает принципиальных покупателей, которые за формальные 8 руб. не просто наказывают чью-то конкретную жадность, но дают четкий сигнал всем остальным - не дури. Свернуть
Wildberries простил несовершеннолетнюю грабительницу
Ворующих из ПВЗ подростков становится все больше. Совсем юные парни и девушки все чаще стали пытаться обманывать маркетплейсы, видимо, надеясь, что им ничего не будет в силу возраста. И все чаще так и происходит >>> Свернуть