ФАС считает, что Wildberries и Ozon следует изменить оферту. Какие новые правила требуют пересмотра?
1
Фото:
официальный сайт ФАС
После многочисленных жалоб селлеров антимонопольщики обратили внимание на нововведения маркетплейсов. Оказалось, они требуют пересмотра. К такому выводу пришли члены Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий в рамках прошедшего на площадке ФАС заседания.
Какие нововведения площадок эксперты рассмотрели на соответствие антимонопольному законодательству и что в них не так?
Сомнительные (с точки зрения ФАС) практики Wildberries:
1. Введение с августа 2025 года индекса остатка товара, а также инструмента "Привлекательная цена". Если "индекс остатка" низкий, то продавец больше платит за хранение, и маркетплейс автоматически подключает товары к акциям.
2. Порядок оказания дополнительных услуг продавцам через "Конструктор тарифов". В этом конструкторе продавцы выбирают дополнительные услуги, но потом не могут отказаться от них раньше установленного маркетплейсом срока, даже если эти опции им уже не нужны.
От инструмента "Привлекательная цена" платформа уже отказалась. В рамках этой практики предприниматели были вынуждены продавать продукцию по установленным маркетплейсом, а не ими ценам.
Сомнительные (с точки зрения ФАС) практики Озон:
1. Введение с 1 октября 2025 года новых правил обработки возврата товаров продавцов, работающих по системе FBS. С этой даты все возвраты по FBS не по браку должны идти не продавцу, а через склады маркетплейса для повторной продажи. Продавцы — в шоке: это и дороже, и дольше, и сложнее.
Теперь продавцам нужно бороться за слоты для того, чтобы забрать товары, или получать низкие оценки, если возвраты приходят поврежденными (или подмененными). Ранее селлеры сами могли выбирать, как поступить с товаром.
"В результате предприниматели лишаются возможности свободно распоряжаться своим товаров. Они не могут реализовать его через иные каналы продаж", — резюмировали в ФАС.
2. Порядок самостоятельного вывоза товаров предпринимателями с площадок маркетплейса. Продавцам приходится оплачивать хранение в течение длительного времени, только потому что у них нет возможности сразу же забрать товар.
При этом у площадки отсутствуют обязательства по предоставлению таких периодов в установленные сроки, а также соблюдению сроков вывоза товаров, отметили в ФАС.
3. Блокировка учетных записей покупателей – тут уже жаловались сами покупатели. Маркетплейс не приводит обоснований блокировки, и люди не могут делать покупки.
Члены Экспертного совета ФАС посчитали, что указанные практики Ozon и Wildberries содержат риски ущемления интересов продавцов и покупателей, а также признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на площадках. По мнению экспертов, введение подобных принципов правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий их применения, в связи с чем они требуют пересмотра.
Что отвечают маркетплейсы?
Пресс-служба Wildberries, комментируя претензии ФАС, сообщила, что сервис "примет меры для доработки своих механик в интересах продавцов". В компании заявили, что отслеживают обратную связь от партнеров и "выступают за конструктивный диалог", чтобы каждая сторона была удовлетворена.
В Ozon сообщили РБК, что получили возражения партнеров насчет процесса возврата со складов, и пообещали, что он будет упрощен. Заявку на вывоз можно будет подать сразу после поступления товара на склад, а не через 30 дней, пояснили в пресс-службе.
Также будет внедрена функция автовывоза всех возвратов со склада, что избавит продавцов от необходимости отслеживать свободные окна для вывоза. Цена услуги будет такой же, как при обратной логистике.
Что касается изменений возвратов в FBS, то тут маркетплейс решил защищать нововведение.
Возврат товара на склад продавца занимает значительно больше времени, чем отправка на ближайший фулфилмент Ozon. Поэтому изменение правил логистики с 1 октября поможет предпринимателям не только продать возвращенные товары быстрее за счет более быстрой доставки, но и сэкономить, заявили в пресс-службе маркетплейса.
"Возвращенные товары будут храниться на фулфилменте бесплатно — для большинства категорий товаров в течение 120 дней и более. Около половины продавцов Ozon, которые торгуют со своего склада, уже успешно используют эту схему возвратов", — заявили в компании.
Там отметили, что товары всегда проверяются на предмет повреждений и брака, когда их возвращают на склад маркетплейса, и этот процесс давно отлажен.
Что касается повышения тарифов на логистику с 1 октября, то оно не затронет позиции стоимостью менее 300 рублей и объемом меньше трех литров, пояснили в Ozon. В компании уточнили, что на такие позиции приходится 80% товарного потока маркетплейса. В основном это одежда, аксессуары и электроника, но к этой категории относится и другая продукция.
В Ozon указали, что в течение года тарифы на логистику для продавцов могут меняться, и не всегда в сторону повышения.
Например, в июне была значительно снижена стоимость "последней мили", то есть доставки со склада до ПВЗ — не более 25 руб. за штуку товара вместо 500 руб.
***
Однако в ФАС эти оправдания не принимают и будут расследовать практики маркетплейсов. Если маркетплейсы ничего не предпримут, им грозят меры антимонопольного реагирования, предупредил регулятор.
Также читайте на нашем сайте:
- ФАС проверит новые правила обработки возвратов на Ozon
- Wildberries предлагает продавцам заморозить цены, чтобы получить СПП. Селлеры тем временем готовят жалобы в ФАС
- Президент, Госдума, глава правительства и ФАС обратили внимание на ситуацию со скидками на маркетплейсах
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Теперь это петиция официально от Союза Продавцов Маркетплейсов.