Дилеры просят ФАС запретить автоконцернам продавать машины онлайн без посредников

Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) направила в ФАС предложение запретить прямые онлайн-продажи автомобилей производителями и дистрибьюторами.
Инициатива изложена в письме президента РоАД Алексея Подщеколдина на имя главы упомянутого ведомства Максима Шаскольского. Документ датирован 29 мая, о нем рассказывает деловое издание "Ведомости".
Это не что-то новое в мировой практике. Так, в США уже несколько десятилетий работает аналогичная норма, обязывающая автоконцерны выстраивать дистрибьюцию автомобилей только через независимых дилеров. Это обосновывается борьбой с монополизацией рынка.
И вот теперь уже российская ассоциация автодилеров настаивает на запрете любых прямых продаж населению, включая онлайн-формат. По мнению РоАД, в нашей стране такой подход тоже нужен для защиты потребителей и обеспечения конкуренции.
Организация настаивает, что дилеры обладают развитой сервисной инфраструктурой и необходимыми мощностями, которых нет у производителей. Также в РоАД опасаются усиления давления на своих членов в части навязывания агентских схем, фиксации цен, поставок неликвидных автомобилей и территориального раздела рынка.
Пока массированного роста продаж, организованных помимо дилеров, на рынке выявить не удалось. Но примеры, когда что-то такое выстраивается уже есть.
Например, китайская Great Wall Motors предлагает купить свои машины через мобильное приложение GWM Store, оформляя сделку с компанией, связанной с заводом в Тульской области. При этом выдача автомобилей осуществляется все же через дилеров.
АвтоВАЗ с осени 2023 года реализовал более 6500 автомобилей через собственную витрину и маркетплейсы, при этом выдача авто также происходит через дилеров.
Подобную схему используют Ozon, Wildberries и банк ВТБ, запустивший платформу ВТБ Авто. Но и они сотрудничают с дилерами как с точками выдачи и сервисного обслуживания.
В декабре 2024 года возможность заказать автомобиль появилась и на платформе Яндекс Маркет.
Эксперты считают, что полностью исключить дилеров из цепочки в ближайшие годы вряд ли удастся. Производителям нужны партнеры для логистики, сервиса и гарантийной поддержки. Однако доля прямых онлайн-продаж, по мнению аналитиков, будет расти – при наличии регулирования и при условии, что компании смогут создать необходимую инфраструктуру.
Читайте также на нашем сайте:
- Еще один продавец машин через Интернет: откуда "СберАвто" собирается возить "Хонды", "Фольксвагены" и BMW?
- Wildberries выкатил на продажу автомобили с пробегом. Что с гарантией?
- Wildberries теперь продает автомобили BMW. Пока – только в Москве и исключительно двух цветов
- На Wildberries купили первых три автомобиля
- Wildberries решил торговать машинами, мотоциклами и снегоходами. Что можно купить прямо с завтрашнего дня?
- Ozon снова пытается продавать автомобили. Почему эксперты не верят в успех этого начинания?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Рынок все сам расставляет на свои места, если где-то наблюдается перекос, туда быстро направляются кандидаты и перекос выравнивается, этому примитиву должны в первом классе учить... Свернуть