Европа решила не возиться с Россией

Новые санкции ЕС могут заморозить транспортные потоки

Евросоюз анонсировал пятый пакет санкций против России, который среди прочего существенно повлияет на логистику. Европа запретит допуск российских судов и судов под российским управлением в свои порты, сделав исключение для аграрных и энергетических грузов, а также доступ российским и белорусским автоперевозчикам. Как именно будет оформлен этот запрет, пока непонятно. В текущих формулировках он, по мнению участников рынка, может привести к остановке торговли с ЕС: альтернативным маршрутом будет сверхдорогая Турция. Но многое зависит от определения перевозчика — участники рынка ожидают перетока российско-белорусской доли в обслуживании торговли с ЕС к доминирующим и сейчас прибалтийским и польским компаниям.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Фото: Sarah Meyssonnier/File Photo, Reuters

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Фото: Sarah Meyssonnier/File Photo, Reuters

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала содержание нового (пятого) пакета санкций против России. Среди предлагаемых мер — ограничение импорта российского угля, операций с четырьмя российскими банками, экспортные и импортные ограничения на €10 млрд и €5,5 млрд соответственно.

Есть и санкции в сфере логистики. Речь идет о запрете для российских судов и судов под российским управлением доступа в порты ЕС. Как уточнила госпожа фон дер Ляйен, запрет не коснется некоторых видов грузов, таких как сельхозпродукция и продукты питания, гуманитарные и энергетические грузы. Также планируется ввести запрет в отношении автоперевозчиков из России и Белоруссии: «Этот запрет резко сузит варианты получения российской промышленностью ключевых товаров».

На момент сдачи номера в печать официальный текст санкций еще не был опубликован, а следовательно, непонятны и определения, какое судно считать российским и как будет технически организован запрет для автоперевозчиков. В Российской палате судоходства от комментариев до прояснения ситуации отказались, не могут пока оценить масштаб потерь и автоперевозчики.

Если проект пятого пакета санкций будет принят в таком виде, с запретом на въезд в ЕС российских и белорусских перевозчиков, скорее всего, правительство РФ «ответит зеркально», полагает гендиректор таможенного брокера KBT Юлия Шленская.

«И тогда товаропоток между Россией и Беларусью с ЕС будет фактически остановлен,— говорит она.— Никакой торговли с Евросоюзом». Единственным возможным вариантом, полагает госпожа Шленская, останется дорога через Турцию, «но это повлечет такое удорожание товаров, что доставляться будет только то, что кому-то нужно кровь из носу».

Предположим, что запрет коснется перевозчиков, то есть компаний, зарегистрированных в России или Белоруссии и эксплуатирующих транспортные средства с номерами RU и BY, но не экспедиторов, говорит директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. «Но российские и белорусские перевозчики не играли доминирующей роли в трансграничных перевозках, на них приходилось порядка 30%, в то время как основную роль всегда, благодаря господдержке и льготам, играли компании из Литвы, Латвии и Польши»,— поясняет он.

Безусловно, запрет будет определенным ударом для рынка, признает господин Мисаилов, однако следует отметить, что крупные игроки сейчас имеют парки, зарегистрированные как в Белоруссии, так и в Литве, дабы избежать проблем с получением двух- и трехсторонних дозволов (документов, разрешающих въезд).

Вероятно, результатом запрета, полагает господин Мисаилов, станет переток из одной резиденции в другую и доля польских и прибалтийских перевозчиков в трансграничной торговле, которая пока до конца не прекратилась, будет расти.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что перевозчики уже переориентируются с европейского рынка на внутренний, а также на рынки восточных и южных стран. По его мнению, России и Белоруссии следовало бы самим запретить выезд своих перевозчиков в ЕС, где их транспортные средства несут риск конфискации, а также запретить въезд европейских автоперевозчиков.

Наталья Скорлыгина

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату