Розницу ставят на карту

Принимать безналичную оплату могут обязать даже небольших ритейлеров

Депутаты Госдумы предлагают с 2020 года обязать все розничные компании с оборотом от 10 млн руб. принимать банковские карты. Это может затронуть около 90 тыс. небольших магазинов, которым в целом придется потратить 1,8 млрд руб. на терминалы. Нововведение предлагается распространить и на онлайн-ритейл, представители которого расходятся в оценке инициативы: она может обелить рынок, но при этом дорого обойтись самому государству.

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ  /  купить фото

Депутаты Госдумы разработали законопроект, который с 1 января 2020 года обяжет все розничные компании с выручкой от 10 млн руб. в год принимать банковские карты, заявил 17 мая глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. На компании с годовым оборотом от 20 млн руб. обязательство предлагается распространить уже с 1 января 2019 года, уточнил он. Действующий закон касается лишь платежных карт «Мир», которые обязаны принимать торгово-сервисные предприятия с выручкой от 40 млн руб. в год.

Инициатива по увеличению доли безналичных расчетов в рознице исходит от ЦБ, рассказал “Ъ” Анатолий Аксаков.

Новый законопроект — доработанная версия документа, который был подготовлен депутатами в декабре 2017 года и обязывал принимать карты «Мир» все интернет-магазины вне зависимости от выручки. «Этот проект получил отрицательный отзыв главного правового управления администрации президента, мы доработали текст с учетом замечаний»,— пояснил господин Аксаков. В новой версии уточняется оборот компаний, а также описывается использование не только карт «Мир», но и платежных систем Visa и MasterCard. Проект будет внесен в Госдуму в ближайшее время, пообещал господин Аксаков.

Антон Силуанов, министр финансов РФ, в январе 2017 года
Во многих странах широкомасштабная атака пошла на расчеты наличными деньгами. Это правильно, это элемент обеления экономики

Законопроект коснется в том числе «совсем малой розницы», которая управляет объектами торговой площадью менее 50 кв. м, констатирует гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Более 40% таких предприятий, преимущественно в городах, уже принимают карты, отсутствует такая опция примерно в 90 тыс. объектов, две трети из которых в сельской местности, подсчитал он. Таким региональным магазинам и предпринимателям предстоит еще и вложиться в установку контрольно-кассовой техники (ККТ), которая стала обязательной для малого бизнеса с января 2018 года, напоминают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

По данным АКОРТ, терминал для безналичного расчета может обойтись примерно в 20 тыс. руб., что станет «дополнительным бременем».

Расходы 90 тыс. магазинов на установку терминалов могут достигнуть 1,8 млрд руб., а с учетом расходов на ККТ, исходя из минимальной стоимости кассы с фискальным накопителем в 14–20 тыс. руб., в обновление магазинов придется вложить до 3,6 млрд руб.

Нововведения также затронут интернет-торговлю. «Обязать принимать карты как одну из форм оплаты — это нормально, но порог в 10 млн руб. в год — это микроскопические ИП. Для государства ловить таких участников рынка, принуждать и штрафовать может обойтись дороже, чем сумма собранных штрафов»,— опасается президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Другое мнение у Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которой настаивают, что принимать карты необходимо обязать всех онлайн-ритейлеров вне зависимости от оборота. Необходимость заключать договор эквайринга и предоставлять банку пакет документов обелит рынок онлайн-ритейла, считает первый вице-президент АКИТ Артем Соколов.

При этом разработчиков проекта беспокоит высокий уровень тарифов российских банков за эквайринг, которые, как отмечает Анатолий Аксаков, могут превышать ставки за обслуживание в Европе. «С 2015 года в ЕС для дебетовых карт установлена максимально возможная ставка межбанковской комиссии в 0,2% от трансакции, а для кредитных — в 0,3%. В России тарифы находятся в диапазоне 1–3,5%»,— подтверждает Артем Соколов. Такая разница в тарифах отражается на распространении оплаты картами, указывает Александр Иванов: если в странах ЕС около 85% покупок в интернет-магазинах оплачивают картой, то в России этот показатель находится на уровне 20–25%.

Анатолий Костырев, Роман Рожков, Вероника Горячева

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×