подписка
Подписаться
04/07/2014

Персональные данные останутся в России

Персональные данные останутся в России

Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении поправки в закон "О персональных данных". Документ предполагает, что базы с персональными данными россиян должны располагаться только в России, здесь же должна происходить их обработка.

Ресурсы нарушителей этой нормы будут вноситься в "черный список" и блокироваться.

Предусмотрен только узкий список исключений, касающихся госсектора и организаций,выполняющих госзаказы.

Еще до принятия документ вызвал немало споров в интернет-сообществе. Ведь даже при оформлении обычной покупки в зарубежном интернет-магазине пользователь оставляет свои персональные данные.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) указала и на другие трудности в реализации норм закона. Ее эксперты полагают, что с вступлением закона в силу предоставление многих глобальных услуг сделается невозможным для пользователей. Это касается, в частности, бронирования отелей и билетов на сайте зарубежной авиакомпании (или в международной системе бронирования).

РАЭК считает, что закон поставит под вопрос трансграничную передачу персональных данных вообще. А это может закрыть российский рынок для международных компаний.  В заявлении РАЭК отмечается, что "принятие подобных законопроектов о локализации персональных данных в других странах привело к уходу глобальных сервисов и к существенным экономическим потерям".  По мнению экспертов, "локализация данных требует от провайдера информационных услуг построения физической местной инфраструктуры в каждой юрисдикции, в которой он работает, чрезвычайно увеличивая расходы и другие убытки как для провайдеров, так и потребителей услуг".

Ассоциация предложила вводить не административные ограничения, а  информирование пользователей о том, где происходит запись и  хранение их персональных данных. При этом человек сможет сделать выбор, на какой территории это будет происходить.

Удручающие перспективы  у категоричного запрета видит и директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Как заявила эксперт в интервью "Комсомольской правде",  в таком случае облачные технологии в РФ в принципе будут невозможны.

Гендиректор финансовой компании GKFX Дмитрий Ранев менее категоричен в прогнозах. По его мнению, описанные в законопроекте нововведения могут сказаться на компаниях, занимающихся электронной продажей билетов, отелей и т.д. Но реализацию сценария, при котором россияне не смогут пользоваться этими услугами, он считает крайне маловероятной.

"Уже сейчас идет конструктивный диалог бизнеса и власти относительно какого-то компромиссного варианта. К примеру, один из сценариев – это создание крупного национального GDS (такие разработки даже ведет "Ростех"), услугами которого будут пользоваться все игроки данного бизнеса. Кроме того, крупные компании, для которых, без сомнения, крайне важен российских рынок, могут создать центры хранения данных на территории РФ. В любом случае, у россиян будет возможность пользоваться сервисами", – отметил Ранев к комментарии Oborot.ru.

Едва ли, впрочем, крупные компании, прежде всего гиганты e-commerce наподобие eBay* и ALibaba, будут пользоваться какими-то GDS.  Но сейчас вопрос состоит еще и в правоприменительной практике. К примеру, не вполне ясно, распространяется ли документ на персональные данные, которые пользователь сам передает какой-либо компании – сервису онлайн-бронирования, интернет-ритейлеру и т.д. Казалось бы, что да. Однако в этом случае закон фактически запретит россиянам распоряжаться своими же персональными данными на свое усмотрение.

Недавно представитель Роскомнадзора Андрей Байкалов заявил "Интерфаксу", что, по его мнению, не будет запрещаться хранение вне России персональных данных, которые субъект направил иностранному оператору непосредственно своим волеизъявлением.

 

Читайте также: Персональные данные и интернет-магазин: что к ним относится, как обрабатывать, что грозит при неисполнении.

Прокомментировать
Читайте также
Сергей А.
Торговля (Интернет-магазин / ритейл / B2C, среднего размера компания)
25/07/2014
Посоветоваться как быть с покупателем 40
Заказывал я игрушку в ИМ, и как потом случайно узнал, ИМ человека с этого форума. Он очень правильно огромным шрифтом (наверное 18-20 жирный) написал внизу накладной, что если нравится, - на маркет, если что-то не нравится - сначала к нам. Всякие кнопочки вроде письма/звонка директору тоже помогут.

Я думаю, не все понимают куда обращаться, нужно это активнее доносить. Свернуть
Заказывал я игрушку в ИМ, и как потом случайно узнал, ИМ человека с этого форума. Он очень правильно огромным шрифтом (наверное 18-20 жирный) написал внизу накладной, что если нравится, - Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
08/07/2014
Ozon позвал в суд "Озон"
28 июля суд начнет рассмотрение иска одного из крупнейших российских интернет-магазинов Ozon к ростовскому производителю одежды "Озон" по поводу нарушения исключительного права на товарный знак ... Подробнее
krasnaya mechta
06/07/2014
Налоговая проверка 3
Реалии таковы:
1. Задумайтесь, какого хрена они приехали. Либо наводка, либо насолили, либо пожадничали- другого не дано, если у вас оборот не под миллиард в год
2. В нашей стране формально прав всегда тот, кто сильнее :)
Вы можете с ними судиться, писать жалобы, - им по хрену, они- налоговая. С ними половина Москвы судится.
3. Проверка- отличный шанс выстроить мосты и больше никогда не проверяться
Ну и по посту выше...все по делу, только пока это разгребешь- состаришься
Как то так... Свернуть
Реалии таковы: 1. Задумайтесь, какого хрена они приехали. Либо наводка, либо насолили, либо пожадничали- другого не дано, если у вас оборот не под миллиард в год 2. В нашей стране формаль Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
03/07/2014
Ограничение SMS-спама принято во втором чтении
Заказчики рассылок должны получать согласие на рассылку от пользователей и заключать прямые договоры с мобильными операторами... Подробнее
01/07/2014
Малому и среднему бизнесу отдадут 20% "наружки"
Для небольших компаний становят квоту и обяжут и раскрывать бенефициаров при участии в торгах за рекламные поверхности... Подробнее