подписка
Подписаться

Что такое Интернет-магазин (согласно закону)?

Подписка на RSS
o2025
11/01/2017
Здравствуйте

Часто здесь на форуме, да и вообще в интернете идет речь о проблемных ситуациях с клиентами, при этом часто всплывает информация о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом. Но мне не совсем понятно следующее:

1) Что считается/признается интернет-магазином?
1.1) Интернет-магазин это когда юр лицо + физ лицо?
1.2) Юр. лицо + юр лицо это тоже относится к интернет-магазину?
2) Должно ли в каких-то учредительных документах фигурировать информация о дистанционной торговле?

Т.е. в уставе практически всегда есть строчка, что компания может помимо основной деятельности может заниматься любой другой не противоречащей закону. Отсюда следует, что в качестве основной деятельности может быть розничная продажа, а дистанционная проходить по этой строчке...тогда при спорных ситуациях по защите прав потребителей при розничной продаже или дистанционной надо идти?

Закон вроде как пишет следующее:
Цитата:

Заключение договора купли-продажи товаров дистанционным способом на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством ... средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.


Непонятно следующее:
1) Например, напротив меня есть компания у которой нет сайта, но их продукцию я знаю со слов знакомых людей или увидел рекламу на столбе. Звоню->Делаю заказ. Получается эта компания интернет-магазин и в случае проблем надо руководствоваться защитой прав при дистанционной торговле?

2) Например, пришел заказывать пластиковые окна в самой компании. Но я же не вижу эти окна т.к. они делают под размер проемов в доме. То есть мне показывают материал из которого они будут сделать, показывают как это будет сделано...но непосредственно моих окон - товара за который я буду платить деньги я не вижу. Это тоже интернет-магазин?

3) Например, у компании есть сайт с кнопкой купить и корзиной, возможностью оплаты на сайте и т.д. Но вот клиент пришел в офис компании, взял в руки товар - посмотрел его и купил...а потом решил вернуть. Здесь защита прав потребителей тоже работает как при дистанционной торговле или как при розничной торговле? В случае разбора полетов как доказать что была "розничная продажа" или "дистанционная"?

Проясните пожалуйста, так или не так...и как правильно
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Anton Shishkin
11/01/2017
o2025:

1) Что считается/признается интернет-магазином?


Такого определения не существует в законе РФ.

o2025:

2) Должно ли в каких-то учредительных документах фигурировать информация о дистанционной торговле?


Нет.

o2025:

основной деятельности может быть розничная продажа


Дистанционная продажа так же может быть розничной торговлей. А может и оптовой.

o2025:

Получается эта компания интернет-магазин и в случае проблем надо руководствоваться защитой прав при дистанционной торговле?


Если оплатили до того, как ознакомились с товаром в живую, то да. Если оплата при получении после осмотра, то это уже не дистанционная торговля.

o2025:

пришел заказывать пластиковые окна в самой компании


Вы подписываете проект с размерами и материалом? Если да (а скорее всего, да в 100% случаев), то это не дистанционная торговля, а изготовление под заказ.

o2025:

пришел в офис компании, взял в руки товар - посмотрел его и купил...а потом решил вернуть


Это не дистанционная торговля.

-----------

В общем случае с точки зрения дебильных законов РФ, дистанционная торговля - это когда оплата до физического ознакомления с товаром. Т.е. покупка по фотографии условно)) Если Вы сначала смотрите в руках товар, а потом платите - то это не дистанционная торговля.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
o2025
12/01/2017
1) Т.е. если у ИМ нет возможности оплаты с сайта или по безналу, а только при получении курьеру или в пункте выдачи то это не дистанционная торговля? Т.к. клиент имеет право посмотреть товар и затем оплатить его.

2) И отсюда следует, что например на этом форуме многие участники дают советы опираясь на закон о дистанционной торговле в то время как необходимо опираться на закон о розничной продаже? (я про защиту прав потребителей т.к. при дистанционной торговле, на мой взгляд, он сильно осложняет жизнь ИМ в отличие от закона при розничной торговле)
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Anton Shishkin
12/01/2017
1. Да.
2. Да.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
kuzmin
13/01/2017
Есть такое понятие - момент заключения сделки. Собственно от него и идет дист. торговля это или нет.

Другими словами, если возможно заключить сделку по "фото/описанию/рекламе и т.п." - то дистанционная торговля.

Скажем так, при наличие наложки и не подготовленном покупателе появляется шанс отбиться. Но с ИМ-ом я бы всегда рассчитывал на дистанционную торговлю, так как минимум надо будет убрать инфу о доставке, оплате и, естественно, о возможности заказа.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Anton Shishkin
03/02/2017
kuzmin:

я бы всегда рассчитывал на дистанционную торговлю


Если оплата при получении и возможность ознакомиться с содержимым до оплаты, то не дистанционка. ИМХО :)
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
kuzmin
03/02/2017
Anton Shishkin:

Если оплата при получении и возможность ознакомиться с содержимым до оплаты, то не дистанционка

Доставляет ваш сотрудник? Он может проконсультировать по товару? Чтобы это хоть как-то было похоже на розничную продажу.

Или это сотрудник курьеской службы, в задачи которого входит только передать черный ящик и передать деньги. Явно же, что это не розничная продажа. Да и где обязанность покупателя ознакомится. Или даже, где обязанность покупателя самому получать товар, он же в ИМ-е покупает.

В защиту вашего варианта тоже есть аргументы, такие как - существенные условия договора (п. 12 правил ДТ), почему я и писал, про доставку и т.п.

В любом случае, надо брать конкретную ситуацию. Все зависит от деталей, по этому я и говорил, лучше рассчитывать на "худший" сценарий.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
kaavain
03/02/2017
Anton Shishkin:

Если оплата при получении и возможность ознакомиться с содержимым до оплаты, то не дистанционка. ИМХО





Дьявол, как всегда, в деталях. А деталь тут - в слове "ознакомиться". Если под этим понимать, что тебе продали помидор, а не огурец, то спорить сложно.

Но в жизни, "ознакомиться" означает походить вокруг да около, вернуться, покрутить, попробовать на зуб, уйти... потом опять прийти...

Доставка курьером вряд ли под это подходит.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Anton Shishkin
03/02/2017
kaavain:

Дьявол, как всегда, в деталях. А деталь тут - в слове "ознакомиться". Если под этим понимать, что тебе продали помидор, а не огурец, то спорить сложно.

Но в жизни, "ознакомиться" означает походить вокруг да около, вернуться, покрутить, попробовать на зуб, уйти... потом опять прийти...

Доставка курьером вряд ли под это подходит.


Я ни слова не понял... :?
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
kaavain
03/02/2017
Anton Shishkin:

Я ни слова не понял...





С чем тебя и проздравлям!
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
ermiht
27/02/2017
o2025:

1) Т.е. если у ИМ нет возможности оплаты с сайта или по безналу, а только при получении курьеру или в пункте выдачи то это не дистанционная торговля? Т.к. клиент имеет право посмотреть товар и затем оплатить его.

Тут еще существенное значение имеет момент заключения ДКП. При дистанционной торговле моментом заключения ДКП считается уведомление продавца посредством его сайта. Все остальное - действия в рамках этого дистанционного договора. Так что - если заказ с сайта, по телефону и пр. без непосредственного ознакомления потребителя с товаром - это дистанционная торговля.

o2025:

2) И отсюда следует, что например на этом форуме многие участники дают советы опираясь на закон о дистанционной торговле в то время как необходимо опираться на закон о розничной продаже? (я про защиту прав потребителей т.к. при дистанционной торговле, на мой взгляд, он сильно осложняет жизнь ИМ в отличие от закона при розничной торговле)

Опираться нужно на Закон РФ " О защите прав потребителей".

Только, вот, ответьте - чем Вам жизнь осложнило единственное право - возврат в течение 7 дней. Если товар сохранил товарный вид, то Вы ничем не рискуете в принципе. Если же не сохранил - права на возврат нет.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Светлана Н.
ИП, Торговля (Билеты на мероприятия, небольшая компания)
14/03/2017
ermiht:

Если товар сохранил товарный вид, то Вы ничем не рискуете в принципе.

Дьявол кроется в деталях. Если точнее - то в упаковке. А если ещё точнее - в её "нетоварном" виде при возвратах.
И не забываем про определения, данные многими "добрыми" мировыми судьями: "упаковка не является неотъемлемой частью товара".
Иногда возникает мысль заставить клиента съесть ту упаковку, в которой он возвращает товар. Но останавливает УК :evil:

Но с тезисом "он сильно осложняет жизнь ИМ" тоже не согласен. Чем именно осложняет?
Ответить
Читайте также
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
07/04/2021
Дистанционная торговля по новым правилам. Разъяснения юриста и обзор судебных решений по основным вопросам
Всегда ли продажа товара через интернет-магазин считается розничной? А если купило юрлицо? Разница между офертой и рекламой. Обо всем этом читайте в статье... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
09/02/2021
Новые правила купли-продажи в онлайн-торговле: что изменится в 2021 году
С 1 января 2021 года начали действовать новые Правила продажи по договору розничной купли-продажи. Давайте рассмотрим их подробнее... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
25/08/2020
Споры покупателя с продавцом при онлайн-покупке: что говорит закон 1
Мы продолжаем серию публикаций с разборами споров между покупателем и продавцом. Сегодня мы поговорим о спорных ситуациях при исполнении договора купли-продажи.... Подробнее
13/07/2016
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
06/08/2013
Возврат товаров в интернет-магазин. Все, что вы хотели знать 12
Исчерпывающая статья о возвратах в интернет-магазины:
  • как сократить возможный срок возврата?
  • когда вы по закону обязаны принять товар обратно?
  • в каких случаях покупатель не имеет права требовать возврата?
  • как вернуть деньги и правильно провести все через бухгалтерию?... Подробнее
  • Разделы форума
    Открытие бизнеса
    Привлечение клиентов
    Удержание клиентов
    Ведение бизнеса
    Работа с маркетплейсами
    Тенденции развития
    Специальные форумы