подписка
Подписаться

Должностные инструкции для работников интернет-магазина

Подписка на RSS
Михаил
22/10/2004
Уважаемые господа!

Зачастую владельцы Интернет-магазином вкладывают в онлайн бизнес большие материальные средства (покупка ПО, оборудование, аренда офисов и т.д.), однако, как правило, узкими местами в инет-торговле бывают неквалифицированные трудовые ресурсы по выполнению должностных обязанности



Начальник отдела кадров не обладает знаниями при приеме на работу работников в области Интернета и тем более Интернет-торговли. Часто для проверки навыков привлекают работающего специалиста, который может «погонять» кандидата на должность по ряду вопросов. Опять же здесь резюме проверяющего имеет субъективный характер. Во многом при приеме на работу берут людей, кто знаком с инетом, но не имеет представления об электронной коммерции в надежде, что навык придет в процессе работы. Привлекать через кадровые агентства не всегда возможно т.к. это очень дорого и спец. Готовый специалист стоит дорого, но он не всегда знает специфики товаров.

Приходиться растить спецов, но через определенно время круг обязанностей возрастает, а заработная плата нет. Начинается конфликт интересов и страдает от этого, в конечном этого клиент. При необходимости увеличения штата владелец не всегда идет на это т.к. считает, что расширение может идти постоянно. Многие бизнес-процессы не всегда прописаны в бизнес-плане, не составлен стратегический план развития, в общем много чего нет. Поэтому для руководства необходимо предоставлять инфу, где они могли бы видет как есть и как должно быть. Любой замысел или идею(работу) делает человек.



Поэтому в процессе работы возникли вопросы, связанные с трудовыми ресурсами.

Встречали ли Вы где-нибудь должностные инструкции или информацию о должностных инструкциях и положениях для отделов, работников интернет-магазинов. Естественно, что для каждого случая нужна своя инструкция и, как правило, она рождается в процессе работы. Но при приеме на работу новых сотрудников возникает потребность в формализации некоторых отношений по работе. В инете я искал подобную информацию об инструкциях и положениях, но ее толком нет. В буржуйских книгах схем полно, но они оторваны от российской действительности, иной раз пишут о таких проблемах, о которых мы еще даже не слыхивали. Приглашать со стороны консультанта, который будет заниматься анализом деятельности и выдавать свои рекомендации это конечно полезно, но тут как в анекдоте:

«Надоело зайцу бегать от волка, приходит он в консалтинговую контору, описал проблему, ему там посоветовали когда он будет в следующий раз убегать от волка в прыжке превращаться в ежика. Возвращается он радостный домой, сообщает он жене новость, а она его спрашивает а каким образом он будет превращаться, он задумался и пошел в контору опять. Спрашиваем, мол как? А ему отвечают: наша задача предложить, а как вы будете делать это не наша проблема.»



Особенно интересуют информация для менеджеров по работе с клиентами через интернет, схемы описания бизнес-процессов между подразделениями интернет-магазина - склада - доставки, положения об отделах интернет-торговли, штатное расписание для подразделений интернет-магазина. Если кому интересно могу обменяться собранной информацией по интернет-торговле.

Прошу также высказаться Вас, что Вы думаете по поводу должностных инструкциях, положениях и вообще нужны они или нет.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Павел
22/10/2004
По моим многострадальным наблюдением есть несколько проблем. :(



1. Берут человека, который должен отвечать за все сразу. Должен быть и менеджером проекта, и продавцом, и маркетологом, и рекламистом и т.д.

В итоге квалифицированные специалисты на это не идут, естественно, а находится человек, который чуть-чуть во всем разбирается. В результате и интернет-магазин работает кое-как, по мере совершенствования человека в той или иной области.



2. Приглашают человека на руководящую должность в интернет-магазин, но не дают ему полномочий. Очень часто встречающийся вариант. Ставят его в зависимость от начальника IT-отдела, например, обязуют все решения согласовывать с ним, а он в маркетинге ничего не понимает и при этом не доверяет опыту пришедшего человека.

Да и вообще, часто берут специалиста, но ему не доверяют, советуются со своими "специалистами", которые часто совсем некомпетентны в чужой области знаний. Но верят им. :(



3. На фирме совершенно не прописаны бизнес-процессы, информационные потоки. Попытки наладить это дело, включить в них ИМ встречают сопротивление и непонимание.



4. На фирме совершенно не развиты информационные технологии, нет информационной системы, автоматизации. Информацию носят на листочках или на дискетках. При этом требуют от ИМ регулярного и актуального обновления и вообще чудо-автоматизации продаж, не понимая, что все упрется в бэк-офис.



5. На развитие или создание ИМ не выделяется бюджет. Естественно, что после некотрых попыток выбить бюджет, как-то раскрутися нахаляву специалисту это надоедает и он уходит.



6. На фирме не представляют чвоих целей и задач, нет стратегии. Соответственно, все это переносится и на ИМ.



Как я уже написал, я сталкивался со всеми этими проблемами, увы, на собственной шкуре. :(

Причем в основном это относится к небольшим фирмам. Хотя многие из них обладают очень раскрученными и известными интернет магазинами. Но когда видишь, как это устроено внутри, то боже.... КАКОЙ УЖАС!

Мне, как человеку, работающему, в основном, в крупных компаниях это все кажется верхом идиотизма и бардака. Причем проблема в том, что надо просто навести на фирме порядок. Но большинство владельцев фирм, которые обычно и являются также управленцами, не то не умеют, не то не хотят это делать.



Впрочем, что я написал, относится не только к электронной коммерции, но и вообще к бизнесу.



Так что главное разобраться внутри фирмы, понять какие специалисты вас нужны, чем они будут заниматься и возможно ли совмещение ими ряда функций. Нужно понимать стратегию фирмы, строить или реорганизовывать бизнем-процессы.



Не знаю помог я чем-нибудь Вам или нет, но, думаю, хуже от моего ответа не станет. :)



Конечно, многое зависит от вида бизнеса и т.п.



P.S. Сейчас в очередной раз работаю в небольшой фирме. Пока вроде ничего, но бардак... Какой же бордак, как всегда. Хотя есть некотрая возможность на него влиять. И на том спасибо :)

Но в очередной раз зарекаюсь с небольшими фирмами не связываться... :)
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Михаил
22/10/2004
2Павел

полностью с Вами согласен. Вот в том то и дело, что основные направляющие вещи как

стратегия развития фирмы не определена. В книги «Управление сложными Интернет-проектами» описывается ситуация, что при организации ИМ проблемы бизнес-процессов, которые были зарыты внутри, начинают выплывать наружу, причем с такой разрушительной силой, что многие начальники подразделений не хотят перемен и изменений их «бизнес-процессов». От одного этого слова у них встают волосы на голове, и они принимают все инновации в штыки, тем более, если человек пытается формализовать и описать сложившуюся ситуацию. Мне приходилось и приходиться встречать такое в работе, раньше мне казалось, что, внедрив Интернет, сразу поползут продажи. Однако на практике оказалось, что не совсем так. И порой по телефону заказать проще, чем через Интернет.

Организация, как и организм, развивается и рано или поздно все начинают понимать, что нужно что-то делать.

Существует ряд методик и способов их решения, но или не дают полномочий или не хватает знаний, тогда дело труба.

Поэтому для того, чтобы что-то предлагать в плане улучшения нужно самому в этом повариться и понять изнутри, как это все работает. Порой, когда подготавливаешь информацию в виде схем, диаграмм или рисунков для руководства на предмет изменения или развития, то для себя это как план работы и по нему очень здорово ориентироваться, хотя через полгода это кажется уже устаревшим.

Павел, те проблемы, которые описали Вы, дают надежду на то, что практически у всех стандартные трудности, это хоть как, то радует.

Вы спрашиваете, помогли ли с ответом. О да.

Думаю, что должен измениться менталитет и произойти ряд изменений в развитии бизнеса. В общем будем работать, другого не остается.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Роман
22/10/2004
Михаил,

если слова "бизнес-процесс" не просто словосочетание, а все же имеют смысл, то должностные инструкции как раз и рождаются из функций в этом бизнес процессе.



Т.е. если есть описание того, как все должно происходить, то инструкция просто "вытекает" из такого описания.



А если нет, то на нет и суда нет - консалтеры нужны. Ну иль книжек почитать. Вот, например, "Процессный подход к управлению"(два наших соотечетственника персказывают десяток импортных книжек)
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Михаил
22/10/2004
Согласен, но если люди не могут(или не хотят) описать ни бизнес-процесс или инструкцию, то может как один из способов дать им почитать другие инструкции или схемы, чтобы они сказили, типа, да Вы что с ума сошли что ли у нас все по-другому или сказали. да у нас практически так и есть. И тем самым хоть как-то начать процесс выяснения "бизнес-процесса", а по-русски производственных отношений. А уж после анализа предлагать варианты улучшения "БП", если это нужно для организации.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Олег Краюшкин
25/10/2004
=Михаил

попытайтесь доработать стандартные должностные инструкции. Сборники таких инструкций продаются в любом книжном магазине, где есть деловая литература. Возьмите по тематике и доработайте с учетом специфики интернет-магазина. А уже потом через полгода-год, начинайте выяснять бизнес-процессы, сложившиеся к тому времени на фирме. И если что-то не так, изучайте причины, анализируйте последствия и делайте выводы.
Ответить
Читайте также
Екатерина Дмитревская, директор проекта Digitalshop.ru
25/09/2008
Организация службы доставки интернет-магазина: практический опыт
Для получения теоретических знаний в области логистики можно без труда найти какую-то литературу, какие-то источники. Но некоторые выводы, которые очень помогают работать, возникают после набивания большого количества шишек. Поэтому мне бы хотелось поделиться практическими, может быть кажущимися на первый взгляд незначительными, выводами, которые мы сделали примерно за четыре года работы, по эффективному функционированию курьерской службы... Подробнее
Разделы форума
Открытие бизнеса
Привлечение клиентов
Удержание клиентов
Ведение бизнеса
Работа с маркетплейсами
Тенденции развития
Специальные форумы