Наглядно: как планируют регулировать работу онлайн-агрегаторов - Oborot.ru
Подписка
Вестник электронной коммерции
Е-коммерция для занятых и ленивых
Интернет магазин. Пособие для директора
Интернет-торговля в России 
Поиск
На сайте (с учетом раздела)
В форуме
 
 

Тематический рубрикатор
Открытие бизнеса
 Бизнес-планированиеБизнес-планирование - форум
 Привлечение инвестицийПривлечение инвестиций - форум
 Название и регистрацияНазвание и регистрация - форум
 Создание сайтаСоздание сайта - форум
 ХостингХостинг - форум
 Первые шагиПервые шаги в электронной коммерции - форум

Привлечение клиентов
 Поисковики и сбытовая рекламаПоисковое продвижение и сбытовая реклама - форум
 Имиджевая рекламаИмиджевая реклама - форум
 Public RelationsPublic Relations - форум
 Нестандартные методы раскруткиНестандартные методы раскрутки - форум
 Эффективность рекламыЭффективность рекламы - форум

Удержание клиентов
 Дизайн и usabilityДизайн и usability - форум
 КонтентКонтент - форум
 CRM и взаимоотношения с клиентамиCRM и взаимоотношения с клиентами - форум

Ведение бизнеса
 АвтоматизацияАвтоматизация - форум
 Бухгалтерия и налогообложениеБухгалтерия и налогообложение электронной коммерции - форум
 БезопасностьБезопасность - форум
 Доставка и логистикаДоставка и логистика - форум
 Обучение и управление персоналомОбучение и управление персоналом - форум
 Общий менеджментОбщий менеджмент - форум
 Платежные системыПлатежные системы - форум
 Управление ассортиментомУправление ассортиментом - форум
 Юридические вопросыЮридические вопросы - форум

Тенденции развития
 Российские тенденцииРоссийские тенденции - форум


Главная  >> Тенденции развития >> 
Читайте также | Ваш комментарий
16.02.16 

Наглядно: как планируют регулировать работу онлайн-агрегаторов

Наглядно: как планируют регулировать работу онлайн-агрегаторов

Роспотребнадзор активно работает над поправками в закон "О защите прав потребителей", которые должны урегулировать работу онлайн-агрегаторов. Недавно ведомство выложило в федеральную базу законопроектов  обновленную версию поправок. Однако Минэкономики дало на нее отрицательный отзыв по ОРВ (оценке регулирующего воздействия). А значит, в таком виде, как сейчас, законопроект не будет вноситься в правительство.

Oborot.ru неоднократно писал о законопроекте по регулированию работы маркетплейсов. В общей сложности обсуждалось 5 версий таких поправок, из них одна уже потеряла свою актуальность - это та самая первая версия Роспотребнадзора, которую раскритиковали и интернет-магазины, и агрегаторы. 

Мы подготовили карточки, которые помогут понять, какой путь прошел законопроект, и что происходит с ним сейчас.

_________________________________________________

1. В чем разница между версиями и почему это важно?

Ключевые различия связаны с 3 моментами:

1. Само определение того, что такое "агрегатор", в каких случаях площадка считается агрегатором, а в каких - нет. Во всех версиях выделяются 3 главных признака. Агрегатором считается площадка, которая:

  • размещает информацию о товарах или услугах;
  • осуществляет коммуникацию (в разных версиях разную) между продавцом и потребителем (как вариант - позволяет заключить договор купли-продажи);
  • принимает оплату за товар или услугу.

2. Требования к тому, какую именно информацию о товаре и продавце агрегатор должен предоставлять пользователю.

3.  Уровень ответственности агрегатора - в различных версиях разный.

От этих формулировок зависит, какие именно площадки попадут под действие закона, что от них будут требовать и как наказывать за невыполнение требований. А также  то, как будет распределяться между агрегатором и интернет-магазином ответственность за недостоверную информацию о товаре и за неисполнение условий договора с клиентом.

_________________________________________________

2. Первая (уже неактуальная) версия законопроекта от Роспотребнадзора (июнь 2015 года)

Определение: агрегатор -  организация или индивидуальный предприниматель, предоставляющий через свой сайт информацию о реализуемых товарах или услугах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и (или) обеспечивающий  на сайте прием сообщений от потребителей о намерении заключить договор купли-продажи, и (или) принимающий оплату через сайт.

Информация: агрегатор обязан указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям всю полную информацию о товаре или услуге, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки.

Ответственность: наравне с продавцом, ответственность по Cтатье 12 ЗоЗПП за все убытки пользователей. В том числе - за неисполнение договора магазином перед пользователем. В том числе -  судебная. В случае нарушений сайт может быть досудебно заблокирован Роспотребнадзором на уровне доменного имени. 

Примечание: самая жесткая версия правок, которую бизнес встретил в штыки. Ведь достаточно было только одного из трех ключевых признаков: предоставление информации, прием сообщений от клиентов, желающих купить товар, либо прием оплаты, - как сайт уже попадал в разряд маркетплейсов. По этой версии законопроекта под определение агрегатора мог бы попасть даже сайт Oborot.ru, так как у него есть форум, на котором можно разместить ссылку на поставщика товаров или услуг.

_________________________________________________

3. Версия "Роспотребнадзор+РАЭК+Минкомсвязи+агрегаторы" (сентябрь 2015 года) 

После критики законопроекта, появилась его вторая, доработанная версия.  Мы назвали ее по организациям, участвовашим в обсуждении. 

Определение: агрегатором предлагалось считать только тот сайт, который совмещает в себе все три ключевые функции: размещает информацию о товарах и услугах, и дает возможность принимать заказ от пользователя, желающего купить товар или услугу, и принимает оплату.

Информация: маркетплейс должен указывать: свой физический адрес, режим работы, полную информацию о товаре (услуге), включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки, а также информацию об изготовителе (продавце).  Кроме того, обязанность размещать эту информацию сохраняется при осуществлении торговли вне онлайна.

Ответственность: агрегатор, разместивший недостоверную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), несет ответственность за убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации.

Примечания: определение агрегатора стало гораздо точнее, под него перестал попадать любой блог с обзором какого-либо товара. Исключалась возможность досудебной блокировки агрегаторов. Исчез пункт, согласно которому, агрегаторы должны были нести обязанности и ответственность продавца. 

_________________________________________________

4. "Версия двух омбудсменов" (октябрь 2015)

В октябре 2015 года ее обсудили и согласовали с бизнесом, агрегаторами и Роспотребнадзором бизнес-омбудсмен Борис Титов и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Определение: агрегатором является сайт, который одновременно и размещает на своем сайте информацию о товарах и услугах и дает возможность сторонам заключить договор купли-продажи прямо в онлайне,  и принимает оплату за товар (услугу) на свой банковский счет.

Информация: маркетплейс должен размещать справочную информацию о продавце — адрес, номера документов, ОГРН, ИНН, полное имя, если речь идет об индивидуальном предпринимателе. Вместо всей этой информации площадка вправе дать ссылку на сайт изготовителя (продавца, исполнителя).

Ответственность: агрегатор, разместивший заведомо недостоверную информацию о товаре или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем, несет финансовую отвественность за реальный ущерб в пределах суммы, принятой им на банковский счет. За неисполнение условий договора, заключенного на сайте агрегатора, ответственность несет продавец (исполнитель).

Примечание:  здесь максимально сужается определение агрегатора: чтобы попадать под него, сайт должен одновременно и принимать оплату от клиентов на собственный банковский счет, и предлагать в онлайне заключение договора купли-продажи. Большинство торговых площадок, включая Wikimart и Товары.Mail.ru, под это определение не попадали.

 Версия Мариничева - единственная, в которой предлагается сделать ответственность агрегатора только финасовой и только в пределах полученной суммы.

Участники встречи, на которой бизнес, маркетплейсы и Роспотребнадзор обсуждали новые правки, согласились с тем, что основой для дальнейшего законопроекта станет именно "Версия двух омбудсменов". И тем не менее, следующая итерация законопроекта ушла от этой версии достаточно далеко.

_______________________________________________

5. Вторая версия Роспотребнадзора (февраль 2016 года)

Получила отрицательную оценку ОРВ Минкомсвязи.

Определение: агрегатором является ресурс, который одновременно размещает на своем сайте информацию о товарах и услугах и осуществляет коммуникацию (любую) между продавцом и потребителем, и принимает оплату за товар или услугу (без уточнения, на свой банковский счет или нет).

Информация: агрегатор должен указывать свой адрес, режим работы, предоставлять  полную информацию о товаре (место изготовления, срок годности и гарантийный срок, цена и условия покупки), а также предоставлять по требованию потребителя информацию об изготовителях (продавцах) в интересах которых агрегатор действует. Как и в предыдущей версии, вместо всех сведений о товаре, продавце и изготовителе можно просто дать ссылку на сайт продавца или производителя.  

Ответственность:  площадки несут ответственность только за размещение заведомо недостоверной информации.  Ответственность за неисполнение условий договора, заключенного на сайте агрегатора, несет продавец.

Примечание: исчезло уточнение о том, что площадка несет только финансовую ответственность и только в пределах суммы, поступившей на ее счет. Также из определения агрегатора исчезло то, что он принимает оплату на свой банковский счет. Определение ответственности стало более размытым, что несет в себе определенные риски.

_______________________________________________

6. Поправки в законопроект РАЭК (Российской ассоциации электронных коммуникаций)

Ассоциация неоднократно участвовала в обсуждениях законопроекта и направляла в Роспотребнадзор свои пакеты поправок, стараясь смягчить законопроект для отрасли. Ниже - поправки РАЭК к последней версии закона.

Определение: РАЭК предлагает далее сузить понятие "агрегатор" и дает следующую формулировку. Это онлайн-ресурс, который выполняет следующие три действия: размещает  информацию о товарах и услугах, осуществляет  заключение договора купли-продажи и обеспечивает прием предоплаты за товар/услугу.

Ответственность: агрегатор, разместивший недостоверную информацию несет ответственность за фактически понесенные убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации, в рамках предоплаченной за товар или услугу суммы.

_______________________________________________

РАЭК планирует в ближайшее время направить пакет своих предложений в Роспотребнадзор. Ждем реакции ведомства и дальнейшего обсуждения законопроекта с бизнесом

Интересно? Поделись:


Читайте также
Как россияне ищут и покупают стройматериалы в онлайне
Кэш - в рост
Онлайн эконом-класса
Кросс-бордер на eBay: просто надо оглянуться вокруг
Изобрести велосипед

Комментарии читателей
19.04.16 12:54
Михаил
http://tehnostroy-vrn.ru

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается!


Ваш комментарий
Имя:*
E-mail:
Сайт:
Комментарий:*
→ введите буквы и цифры с изображения*. Все буквы - латинские (английские)
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.
Наверх
Сделать стартовой Добавить в избранное
Новости электронной коммерции и торговли
02.12  "Настоящая Черная пятница" привлекла покупателей из регионов (1)
02.12  В России впервые продан автомобиль через Интернет (1)
02.12  "Утконос" сменил официального владельца
01.12  Hoff арендовал крупный склад
01.12  Сбербанк вложился в Gett
01.12  Союз потребителей России поддержал идею ввести арбитраж для ИМ (3)
30.11  Роман Горшков уходит из "М.Видео"



Форум
12:52 02.12 Заяц Бо  Куда уйдут покупатели с Яндекс Маркета? (122)
00:20 29.10 asder  Запретить АлиЭкпресс ?? (12)
23:56 28.10 asder  Детские товары в кризисе? (17)
22:03 25.09 Anton Shishkin  Повышение НДС до 25% (13)
11:22 30.07 Anton Shishkin  Новый сервис для интернет и оффлайн магазинов! (2)
14:26 11.07 thelandingpage.by  Почему лучше купить в интернет магазине? (27)
16:14 31.05 KseniaK  Выставка по электронной торговле в Санкт-Петербурге 2016 (1)
15:06 22.05 kaavain  ользователям IP телефонии хотят запретить звонки на стационарные и мобильные телефоны (6)
12:08 18.05 toulch_m  Ритейлеры предпочитают закупать товар онлайн
12:15 28.03 levidaniil  Когда же, наконец, закончится кризис? (112)


Статьи и аналитика
01.12  Как россияне ищут и покупают стройматериалы в онлайне
29.11  "Черная пятница": мавр сделал свое дело?
29.11  "Черная пятница": все результаты компаний (обновлено)
23.11  Кэш - в рост
03.10  Онлайн эконом-класса (1)
23.09  Кросс-бордер на eBay: просто надо оглянуться вокруг (5)
02.08  Маркетплейс как реалити-шоу (9)
01.08  Изобрести велосипед
21.07  Как увеличить вашу прибыль с Pokemon Go (3)
17.06  Расчет на онлайн




Зарегистрированным пользователям |  Реклама на сайте |  ECOM Expo |  О проекте
Главная |  Все новости |  Все статьи | Форум
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
© Oborot.ru 2001 - 2015. Корреспонденцию присылайте на info@oborot.ru. Адрес для новостей и пресс-релизов: news@oborot.ru.