"За товар ответишь?" - Oborot.ru
Подписка
Вестник электронной коммерции
Е-коммерция для занятых и ленивых
Интернет магазин. Пособие для директора
Юридические вопросы в Интернете 
Поиск
На сайте (с учетом раздела)
В форуме
 
Гостям
Экспонентам
Регистрация
 

Тематический рубрикатор
Открытие бизнеса
 Бизнес-планированиеБизнес-планирование - форум
 Привлечение инвестицийПривлечение инвестиций - форум
 Название и регистрацияНазвание и регистрация - форум
 Создание сайтаСоздание сайта - форум
 ХостингХостинг - форум
 Первые шагиПервые шаги в электронной коммерции - форум

Привлечение клиентов
 Поисковики и сбытовая рекламаПоисковое продвижение и сбытовая реклама - форум
 Имиджевая рекламаИмиджевая реклама - форум
 Public RelationsPublic Relations - форум
 Нестандартные методы раскруткиНестандартные методы раскрутки - форум
 Эффективность рекламыЭффективность рекламы - форум

Удержание клиентов
 Дизайн и usabilityДизайн и usability - форум
 КонтентКонтент - форум
 CRM и взаимоотношения с клиентамиCRM и взаимоотношения с клиентами - форум

Ведение бизнеса
 АвтоматизацияАвтоматизация - форум
 Бухгалтерия и налогообложениеБухгалтерия и налогообложение электронной коммерции - форум
 БезопасностьБезопасность - форум
 Доставка и логистикаДоставка и логистика - форум
 Обучение и управление персоналомОбучение и управление персоналом - форум
 Общий менеджментОбщий менеджмент - форум
 Платежные системыПлатежные системы - форум
 Управление ассортиментомУправление ассортиментом - форум
 Юридические вопросыЮридические вопросы - форум

Тенденции развития
 Российские тенденцииРоссийские тенденции - форум


Главная  >> Ведение бизнеса >> 
Читайте также | Ваш комментарий
02.12.15 

"За товар ответишь?"

На официальном портале нормативных правовых актов появилась очередная версия законопроекта об ответственности сайтов-агрегаторов наравне с интернет-магазинами за размещаемую ими информацию. В Роспотребнадзоре говорят, что теперь она согласована с бизнесом.

Предыстория

Первые поправки к закону Роспотребнадзор предложил в июне. Согласно ним, предлагалось блокировать маркетплейсы за размещение недостоверной информации о товаре с тем, чтобы они несли такую же ответственность, как и продавцы. Для товарных агрегаторов вводилось понятие "агент". Предлагалось считать товарную площадку "агентом", несущим ту же ответственность перед потребителем, что и интернет-магазин, если площадка отвечает хотя бы одному из трех признаков: размещает информацию о товаре/услуге; участвует в заключении сделки, например, принимает сообщение о желании заключить сделку; принимает оплату.

Также в первой версии закона предлагалась досудебная блокировка тех агрегаторов, которые не размещают на сайте полностью всю информацию, которую должен размещать ИМ. 

Все эти новшества обосновывались борьбой с контрафактом и защитой прав потребителей. Однако бизнес, в том числе Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций), раскритиковал проект. Вице-премьер Ольга Голодец поручила доработать законопроект.

На днях распоряжении РБК оказалась версия поправок, которую Роспотребнадзор в итоге согласовал с бизнесом. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года.

Содержание поправок

Плюсы для агрегаторов

Итоговое определение агрегатора, вошедшее в закон, включило в себя все 3 важных признака, упомянутые выше. Агрегатор опеределен как «организация либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие на своем сайте в интернете возможность потребителю ознакомиться с информацией о товаре (услуге), заключить с продавцом договор купли-продажи, а также предварительно оплатить товар «непосредственно на банковский счет такой организации». 

Агрегаторы не будут «нести обязанности и ответственность продавца», этот пункт был исключен. Это означает, что если покупатель столкнулся с некачественным товаром, он должен предъявить претензии продавцу, а не агрегатору, как предполагалось в первой редакции законопроекта.

Также из документа исчезла возможность досудебной блокировки агрегаторов. 

Минусы для агрегаторов

Одновременно с этим агрегатор должен будет нести ответственность, если он будет уличен в размещении заведомо ложной информации о товаре, которая вводит потребителя в заблуждение. Кроме того, площадка, согласно последней версии законопроекта, будет обязана размещать справочную информацию о продавце или ссылку на сайт, где есть такая информация — адрес продавца, полное имя, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, номера регистрационных документов и т.д.

Мнения участников рынка

Руководитель "Яндекс.Маркета" Павел Алёшин признает, что текущий вариант законопроекта, в отличие от предыдущих версий, в большей степени учитывает специфику работы агрегаторов. В частности, появился важный акцент — агрегатор не продает товар, он размещает информацию о товаре, которую покупателю продает интернет-магазин. 

"Конкуренция между товарными агрегаторами неизбежно заставляет интернет-проекты давать покупателю самую полную, правильную и точную информацию, которая помогает при выборе товара и места покупки, поэтому уже сейчас "Яндекс.Маркет" предоставляет наиболее подробную информацию", - рассказывает Алёшин.

А вот Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая активно добивалась введения дополнительной ответственности для товарных агрегаторов, недоволен законопроектом. Он полагает, что текущая версия поправок  выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора. В результате, по его мнению, на практике законопроект применить не удастся. Агрегаторы смогут отделаться размещением ссылок на сайты продавцов вместо публикации подробной информации, опасаются в АКИТ.

Один из авторов законопроекта, руководитель кластера "РАЭК / Электронная коммерция" Иван Кургузов рассказывает, что в новой версии законопроекта достаточно четко определено понятие агрегатора: "Как бы площадка себя ни называла, ей не удастся остаться в стороне, если она имеет 3 признака: размещает информацию о товаре/услуге; участвует в заключении сделки, например, принимает сообщение о желании заключить сделку; принимает оплату".

С другой стороны, существующее определение агрегатора  все-таки оставляет некоторый простор для толкования. К примеру, директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков считает, что его компания под действие законопроекта об агрегаторах не попадает. Он поясняет, что новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, утверждает Косенков.

Также могут возникнуть трудности с доказательствами вины агрегатора, в частности того, что он разместил "заведомо неверную" информацию.

Это подтверждает и представитель юридической компании "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова. Юрист подчеркивает, что в каждом случае именно суд определяет, что такое недостоверная информация. В законе о защите прав потребителей уже есть норма, распространяющаяся и на офлайн, и на онлайн-магазины. "Но в случае с агрегаторами, видимо, на них будет возложена обязанность (прямо или косвенно) проверять всю информацию, которую они выкладывали", - замечает Харитонова. 

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов называет новую версию поправок "меньшим из зол". По его словам, агрегаторы тоже ими не довольны. Теперь потребители не будут толком понимать, к кому именно следует обращаться в случае возникновения претензий к товару. "Никому же не приходит в голову требовать ответственности за товар с человека, который рекламирует услугу в костюме, например, бутерброда, - объясняет Иванов. - Но почему-то такую ответственность хотят переложить на агрегаторов".

Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group Антон Мальгинов полагает неправильным требовать от агрегаторов проверять полученную от продавцов товаров информацию на предмет ее полноты и достоверности.

Основатель партнерской площадки "Тапки.ру" Максим Кульгин считает, что ответственность будет переложена на магазины зеркально. По его мнению, агрегаторы будут максимально страховаться, консультируясь с юристами и внося нужные пункты в договоры. "Мы внятно напишем, что любой заказ на страх и риск покупателя, что он может перейти на сайт магазина и заказать там, что он (покупатель) соглашается с договором оферты и т.п.", - сказал Кульгин.

Глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков уверен, что все-таки законодательное регулирование агрегаторам необходимо, так как в России до сих пор нет определения даже интернет-магазина, нет судебной практики, связанной с такого рода делами — добиться возбуждения уголовного дела, когда интернет-магазины "кидают" сотни клиентов, практически невозможно, считают в ОЗПП.

Интересно? Поделись:


Читайте также
Онлайн-кассы - новые правила работы
Ecommerce прописали новые законы
Интернет-магазин и курьерская компания: как правильно оформить договор?
Кроссбордер: казнить нельзя помиловать
Публичная оферта интернет-магазина: как ее составить

Ваш комментарий
Имя:*
E-mail:
Сайт:
Комментарий:*
→ введите буквы и цифры с изображения*. Все буквы - латинские (английские)
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.
Наверх
Сделать стартовой Добавить в избранное
Новости электронной коммерции и торговли
11:47  Сбербанк попробует взыскать долг "Юлмарта" с акционеров
11:00  Можно ли уводить чужой целевой трафик?
23.03  Конфликт в "Юлмарте" исчерпан?
20.03  Роспотребнадзор не признал подмену заключений
20.03  Спорный документ внесен в Госдуму
16.03  Алкоголю дадут отдельный субдомен?
15.03  "Юлмарт" расширится на миллиард долларов (3)



Форум
21:34 27.03 krutik  Чем грозит бизнесу переход на онлайн-кассы с 2016 года? (157)
21:11 27.03 krutik  ИП или ООО (16)
08:42 14.03 babyshop  Что такое Интернет-магазин (согласно закону)? (11)
22:38 06.03 felix  Возврат товара надлежащего качества ИМ (12)
09:44 03.03 levidaniil  Выбить оплату за заказ (3)
11:11 29.01 tigerxml  Как бороться с такими ресурсами типа pishem-НЕpravdu.ru (5)
22:11 27.01 cosmotion  Договорс курьерской службой. Мой чек за товар. Их - за доставку. (11)
10:13 16.12 serij  возврат интернет-магазином автодетали (5)
20:20 06.12 natalya.prasolenko@gmail.  Лицензирование аутсорсингового колл-центра
11:57 05.10 cosmotion  Отчетность ИП при дропшиппинге (25)


Статьи и аналитика
27.03  "Острая подача" - выпуск 4
07.03  "Острая подача" - выпуск 3
15.12  Онлайн-кассы - новые правила работы (10)
22.12  Ecommerce прописали новые законы (3)
21.12  Диалог с государством прошел спокойно (2)
17.12  Интернет-магазин и курьерская компания: как правильно оформить договор? (3)
02.12  "За товар ответишь?"
24.11  Кроссбордер: казнить нельзя помиловать (2)
19.11  Публичная оферта интернет-магазина: как ее составить (2)
29.10  Возврат товара в интернет-магазин (инфографика)




Зарегистрированным пользователям |  Реклама на сайте |  ECOM Expo |  О проекте
Главная |  Все новости |  Все статьи | Форум
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
© Oborot.ru 2001 - 2017. Корреспонденцию присылайте на info@oborot.ru. Адрес для новостей и пресс-релизов: news@oborot.ru.