подписка
Подписаться
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
02/12/2020
Как правильно составить публичную оферту на сайте. Советы юристов

Отношения интернет-магазина и потребителя – вещь сложная и требующая детального регулирования. Есть много моментов, которые могут (и должны) быть оговорены в соглашении между сторонами. Именно для этого необходима публичная оферта. Но как ее правильно составить, если вы не юрист?

Нужно понимать, что предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора. Поэтому самим фактом открытия интернет-магазина вы заявляете о желании заключать договор с покупателями.

Часто, не желая тратить время и деньги на составление документа, регулирующего такое заключение договора, интернет-магазины копируют оферты друг у друга. Но здесь кроется опасность. В "чужой" оферте могут быть противоречия, нарушения законодательства и просто неудачные формулировки. А разгребать придется вам.1

 

Что должно быть в оферте интернет-магазина?

 

1. Акцепт 

Простыми словами – это безоговорочное согласие второй стороны заключить предлагаемый договор. По сути, это подпись вашего покупателя на договоре. Без нее договор не заключен.

Важно, чтобы такая подпись была поставлена и момент ее проставления был ясен для клиента. То есть, покупатель должен понимать, где и в какой момент, выставив какую галочку и нажав какую кнопку, он на договоре расписался.

2. Оформление заказа

Здесь важно четко прописать, что такое заказ и в какой момент он считается оформленным.

Хороший вариант: "Акцептом настоящей оферты (заключением договора розничной купли-продажи) является оформление Покупателем заказа на Товар в соответствии с условиями настоящей оферты. Оформление Покупателем заказа на Товар производится путем совершения действий, указанных в разделе "Сервис и помощь", пункт "Как сделать заказ".

Плохой вариант: "Заказывая Товары через Интернет-магазин, Покупатель безоговорочно принимает условия настоящей оферты, а также условия, указанные на Сайте. Оформленный Покупателем на сайте Заказ Товара является подтверждением заключенной между Продавцом и Покупателем сделки (Договора) по розничной купле-продаже Товара".

3. Момент подтверждения заказа менеджером по телефону

Приемлемый вариант: "…Акцептом является факт подтверждения заказа на условиях настоящего Договора. Покупатель оформляет заказ через Оператора по телефону 8-800-500-68-09 или самостоятельно через сервис сайта в Интернет-магазине, указывая наименование и количество необходимого Товара".

4. Оплата

Приемлемый вариант: "Акцептом оферты, содержащейся в настоящем Договоре, является оплата Пользователем лицензионного вознаграждения согласно выбранному Тарифному плану, в соответствии с п. 7.5. настоящего Договора. Совершение Пользователем действия по акцепту оферты означает полное и безоговорочное принятие Пользователем условий настоящего Договора".

Не стоит вносить расплывчатые формулировки или множество действий, которые должен совершить покупатель, иначе нельзя определить, произошел ли акцепт.

Персональные данные в оферте интернет-магазина

Совершая заказ, покупатель  предоставляет продавцу большое количество персональных данных. Обязательно разместите в оферте или отдельно согласие на обработку персональных данных.

Составляя текст согласия, посмотрите в закон 152-ФЗ, который  определяет, что конкретно должно там быть.

В частности в текст согласия нужно включить:

  • перечень персональных данных, передаваемых вам;
  • цель обработки данных;
  • порядок и сроки обработки ПДн;
  • условия обработки.

Порядок оплаты

В этом разделе стоит указать:

  • Порядок определения цены. Важно описать, что будет в случае некорректного отображения цены (например, сбоя, в результате которого стоимость товара будет 1 рубль вместо 10 000) и последствия такого некорректного отображения.
  • Порядок и способы оплаты.
  • Сроки зачисления денежных средств.

Обратите внимание! Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"), продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату.

То есть: выполняете доставку "до двери" – заранее укажите ее стоимость и предоставьте покупателю право отказаться от такой доставки, иначе она будет считаться навязанной услугой. Берете дополнительные деньги за установку на гаджет каких-либо приложений – укажите это и опять же предоставьте право отказаться, поскольку если услуги оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Поэтому указание на возможность самостоятельного включения Продавцом в договор дополнительных сумм или услуг  является недействительным. 

Публичная оферта на сайте: доставка товара

Согласно Правилам при продаже товаров дистанционным способом, продавец представляет покупателю возможность выбрать вариант получения товара: либо в пункте выдачи товаров (то есть в местонахождении продавца), либо с доставкой товара по адресу, указанному покупателем (или в место его жительства). При этом доставка может осуществляться как самим продавцом, так и при участии сторонних служб доставки, но об этом нужно заранее известить покупателя.

Важно! Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара (по установке, доставке и т д), возникают либо с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В зависимости от структуры вашего сайта это может быть нажатие кнопки "Купить", "Заказать" или получение заказа по телефону.

В случае, если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар по адресу, указанному покупателем, а если адрес доставки товара не указан, то по месту жительства покупателя.

Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

А вот как, в нарушение требований закона, описывают доставку интернет-магазины:

"В случае если Покупатель не получил Заказ в течение 30 календарных дней со дня подтверждения Заказа, Покупатель обязан сообщить об этом Продавцу. После получения соответствующей информации Продавец оказывает содействие Покупателю в поиске отправленного Заказа. Для этого Продавец обращается с соответствующим запросом в курьерскую службу. Продавец сообщает результаты расследования Покупателю. Претензии по недоставке курьером Товара не принимаются после истечения 30 дней со дня отправки Заказа Покупателем".

Порядок возврата товара

Важно помнить, что закон предусматривает возможность возврата и обмена товара. Правилами установлено, что покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара –  в течение 7 дней. При этом продавец возвращает покупателю уплаченные за товар деньги за вычетом сумм, потраченных на доставку товара или иных связанных с исполнением договора сумм.

Важно! В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме на момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Желание многих предпринимателей включить в оферту положения, запрещающие возврат товара, противоречит закону и в случае суда неизбежно будет признано незаконным.

Вот несколько примеров таких неудачных попыток:

"Частичный отказ от Заказа возможен до его передачи на доставку. В случае намерения/желания Покупателя отказаться от Заказа в части Покупателю необходимо связаться с Продавцом и сообщить, от каких товаров он намерен отказаться".

Комментарий юриста: согласно законодательству, частичный отказ не запрещен, поэтому такое ограничение прав потребителя противоречит нормам закона.

Другой пример:

"В случае если Товар передан Покупателю с нарушением условий Договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, тары и (или) упаковки, Покупатель вправе не принимать Товар. После приёмки Товара и подписания Бланка заказа претензии Продавцом не принимаются, кроме претензий, связанных с недостатками Товара".

Комментарий юриста: такая формулировка вступает в прямое противоречие с Правилами, согласно которым в случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Нельзя включать в оферту положения, по которым обмен в случае нарушения данных условий невозможен. При этом единственным основанием для отказа в возврате товара законом установлен заказ товара с индивидуально определенными свойствами — например, товар изготавливался строго по мерке покупателя (шилось платье, на 3д-принтере изготавливалась скульптура по проекту покупателя и т.д.) и поэтому продать его кому-то другому нельзя. 

Ответственность и ограничения в оферте

Больше всего инициативы проявляется при составлении раздела оферты "Ответственность". А ведь как раз этот раздел максимально урегулирован законодательством.

Вот один из ярких примеров:

"Размещая Заказ на Сайте, Покупатель соглашается с тем, что, в случае невозможности исполнения (полностью или частично) Заказа Продавцом, Покупатель не имеет права требовать уплаты неустойки или иных штрафных санкций или требовать возмещения любого вида ущерба, связанного с неисполнением Заказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением".

Комментарий юриста: включение в договор такого пункта явно входит в противоречие с законом. Закон о защите прав потребителей содержит ряд императивных (обязательных) норм, которыми устанавливаются штрафы и неустойка. Отменить действие этих норм условиями договора нельзя.

Противоречит закону и этот пример:

"Продавец не принимает претензии, связанные с упущенной выгодой, моральным вредом, или иные претензии, связанные с задержкой выполнения Заказа или его невыполнением. Ответственность Продавца перед Покупателем ограничена стоимостью заказанного Покупателем Товара".

В данном случае речь идет о нарушении права потребителя на компенсацию вреда, причиненного нарушением порядка исполнения договора.

Споры 

Еще одной императивной нормой является подсудность по спорам с потребителями. Гражданско-правовой кодекс устанавливает для потребителя возможность выбора – подавать иск по месту нахождения ответчика или по месту своего жительства.

Поэтому следующее положение тоже противоречит закону: "В случае невозможности урегулирования спора в досудебном порядке спор разрешается судом по месту нахождения Продавца".

Чем вы рискуете, включая противоречащие закону положения, в оферту?

Такие положения не будут "работать", и ссылаться на них нельзя.

В случае судебного спора они даже сыграют против вас (ведь вы заранее пытались ущемить права потребителя).

И самое важное – включение таких положений является административным правонарушением. Ст. 14.8 КОАП предусматривает штраф до 20 000 руб. за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Кроме того, отдельно оговаривается и непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (в частности, право подать в суд по месту своего жительства) — оно карается штрафом до 10 тыс. рублей.

Именно поэтому не стоит копировать чужие оферты, а при самостоятельном составлении – обязательно сверяться с нормами закона.

Прокомментировать
Читайте также
Анна Кожевина
Аккаунт-директор, Scrum-студия "Сибирикс"
17/11/2021
Как правильно составить техническое задание на разработку интернет-магазина
С чего начать составление техзадания? Как ничего не упустить? Как все правильно и удобно оформить? Можно ли вообще обойтись без ТЗ? Разбираемся в статье... Подробнее
Алексей Осинцев
Консультант в сфере e-commerce, руководитель консалтингового агентства, upravlenie-im.ru
22/01/2021
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
01/09/2020
Что делать, если у товара обнаружен недостаток. Споры покупателя с продавцом
Между продавцом и покупателем нередко возникает спор о недостатках товара. На что жалуются покупатели? В каких случаях продавец обязан заменить товар и вернуть деньги? В каких случаях возможен ремонт и уменьшение цены? ... Подробнее
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
14/11/2013
Составляем "правильную" публичную оферту
По закон, каждый интернет-магазин должен размещать на своем сайт оферту - публичный договор купли-продажи. Составление этого документа для многих становится источником продолжительной головной боли.
Что должно быть в оферте, чего там быть не должно, и какие ошибки чаще всего делают интернет-магазины. На практических примерах объясняет эксперт юридической компании "Зарцын и партнеры"... Подробнее
11/04/2012
Одной накладной достаточно?
ФНС России доводит до сведения налогоплательщиков и налоговых органов, что при наличии договора перевозки грузов, для подтверждения затрат достаточно только одной накладной: товарной либо товарно-транспортной № 1-Т. В свою очередь, Министерство Финансов России стоит на иной позиции по этому вопросу.... Подробнее