подписка
Подписаться
24/07/2013

Требования ФНС противоречат законодательству, считают юристы

Требования ФНС  противоречат законодательству,  считают юристы

На прошлой неделе профессиональное сообщество всколыхнула новость: федеральная налоговая служба (ФНС) в своем письме обязала ритейлеров, в том числе и интернет-магазины, выдавать покупателям кассовые чеки непосредственно в момент оплаты. Причем в своем предыдущем письме ФНС считала допустимым при дистанционной торговле  выдавать кассовые чеки, отпечатанные заранее (письмо от 01.02.12 № АС-4−2/1503).

Юридическая компания "Зарцын и партнеры", специализирующаяся в области интернет-права, проанализировала для Oborot.ru пресловутое письмо ФНС. И пришла к выводу, что требования, озвученные в нем, противоречат законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Согласно ст. 5 указанного Закона, организации (за исключением кредитных организаций), применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Когда выбивать кассовый чек?

Момент пробития кассового чека  – один из самых сложных вопросов для дистанционной торговли. Обеспечение курьеров переносными кассовыми аппаратами – мероприятие затратное. Да и сложно обеспечить правильное применение кассы отдельным работником. Именно поэтому многие компании практикуют пробивание кассовых чеков заранее перед доставкой товаров. Являются ли такие действия нарушением законодательства?

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 года № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" четко разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
  • Иные нарушения применения ККТ не могут являться поводом для привлечения предпринимателя или юрлица к ответственности.

В феврале 2012 г. в Письме от 01.02.12 № АС-4−2/1503 ФНС подтвердила, что нарушение законодательства не возникает, и основания для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) отсутствуют.

В мае и июле 2013 года Минфин, напротив, указал, что кассовые чеки должны выдаваться в момент оплаты, и время передачи товара должно совпадать со временем, указанные на кассовом чеке. Более того, отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.1992 № 23.

Видимо, в целях приведения своей позиции в соответствие с Минфин ФНС письмом от 10.07.2013 года № АС-4-2/12406@ довела до сведения налоговых органов, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты. Теперь, по мнению ФНС, расхождение времени покупки, указанного на выдаваемых чеках с реальным временем покупки является нарушением требований статей 2, 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ. Ответственность за это нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Примечательно, что новые выводы сделаны ведомством на основе п. 1 все той статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", рассмотрение которой в прошлый раз привело к совершенно иным выводам.

На наш взгляд, подобная позиция ФНС не соответствует законодательству. Почему?

Пресловутая ст. 5 закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязывает передавать покупателю в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Обратите внимание, речь идет о выдаче кассового чека в момент оплаты, а не о печати кассового чека. Получилось классическое "убить нельзя помиловать".

В свою очередь, ст. 14.15 КоАП РФ в п. 2 дает исчерпывающий перечень нарушений, за которые можно привлечь к ответственности:

неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (какие случаи подпадают под понятие "неприменение ККТ", мы рассмотрели выше);

– применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Никаких иных случаев или расширительного толкования закон не допускает. Это подтверждает нам и ВАС в цитируемом уже Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.

К сожалению, пока ФНС вновь не сменит свою позицию, налогоплательщикам придется отстаивать свои интересы в суде. При этом вы можете ссылаться на приведенные нами документы.

 

Полезно знать: кто и когда отвечает за выдачу кассового чека?

Доставка через курьерскую компанию>

Магазин может привлекать для доставки товаров и приема оплаты наличными курьерскую компанию. В таком случае выбивать кассовый чек может не только интернет-магазин, но и сама курьерская компания. Важно иметь ввиду следующее:

  1. В договоре с курьерской компанией стоит прямо указать обязанность выдачи кассового чека покупателю. При этом в договоре необходимо прописать, что компания действует от своего имени при осуществлении кассового обслуживания. Возможность такого варианта подтверждена в Письме УФНС РФ по г. Москве от 28 марта 2006 года № 22-12/24310, согласно которому "организации, осуществляющие курьерские услуги населению по предварительным заказам с доставкой товаров по указанному покупателем адресу (на дом, в офис, в торговые точки), при наличных денежных расчетах обязаны применять ККТ".

Более того, такая позиция активно применяется арбитражными судами. Например, ФАС Приволжского округа  от 11 ноября 2003 г. № А72-4338/03-Е352 при рассмотрении дела указал, что ответственность несет компания, осуществляющая расчеты с населением, а не компания – продавец товаров.

  1. Кассовый чек выбивается только на ККМ, принадлежащей курьерской компании.
  2. Учитывая, что невыдача кассового чека является нарушением законодательства, в договоре следует прямо указать, что курьерская компания самостоятельно несет ответственность при нарушении обязанности по кассовому обслуживанию. Более того, учитывая позицию ведомства и положения законодательства, ответственным за нарушение всегда будет лицо, принимающее наличные денежные средства, т.е. непосредственно участвующее в наличных расчетах.

Доставка собственными силами

При таком варианте интернет-магазин должен иметь кассовый аппарат, зарегистрированный в установленном законом порядке. Но что делать, если ваш работник не выбил кассовый чек? К сожалению, полностью снять ответственность с юридического лица не удастся.

Суды, рассматривая подобные дела, указывают "неприменение обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само общество от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ. Следовательно, именно юридическое лицо обязано обеспечить выполнение этого требования и осуществлять контроль за его выполнением, и именно оно несет ответственность за неисполнение данной обязанности". Смотрите, например, Постановление 11 ААС по делу № А65-2114/2008 от 25.04.2008, Решение АС Калининградской области по делу № А21-7452/2006 от 14.02.2007.

 

Читайте также: ИП или ООО? Что выбрать, если вы хотите открыть интернет-магазин

 

Прокомментировать
Читайте также
Модератор
29/12/2015
TNX Express - он же ООО "Курьер" - что за зверь? 7
Анонимные отзывы запрещены. В подобных жалобах следует указывать координаты, позволяющие идентифицировать пострадавшего: работающий e-mail, номер заказа и т.д.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Иван Борисов
18/12/2013
Новые правила выдачи чеков на товар интернет магазинами 11
Цитата:

Я не думаю, что это затронет только курьерские службы. Не у всех курьерских служб курьеры передвигаются с кассовыми терминалами. Я думаю расходы на приобретение кассовых аппаратов упадут на ИМ в виде увеличения % кассового обслуживания.

А как же изменения в законе "О ККТ..." для платёжных агентов?
http://kkm74.ru/kkt_dlya_plateghnyh_agentov
Думаю службы доставки приравненные к платёжным агентам просто поднимут ставку, т.к. будут обязаны использовать кассовый аппарат, а не просто принтер чеков, со всеми вытекающими последствиями. Свернуть
Цитата:Я не думаю, что это затронет только курьерские службы. Не у всех курьерских служб курьеры передвигаются с кассовыми терминалами. Я думаю расходы на приобретение кассовых аппаратов Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
26/07/2013
"Почта России" работает над ошибками
Оптимизация сортировки почтовых отправлений позволит сократить издержки и обеспечить соблюдение контрольных сроков доставки. Планируется открыть два новых места международного почтового обмена в Московском регионе ... Подробнее
23/07/2013
Петербургский покупатель предпочитает самовывоз
"М.Видео" подвела итоги первой недели работы своего ИМ в Санкт-Петербурге. Средний чек - чуть выше чем в Москве, половина клиентов предпочитает самовывоз, посещаемость сайта - около 25 тыс. человек в день... Подробнее
23/07/2013
IM-logistics: "зависли" около 1000 платежей, но это число постепенно уменьшается
Oborot.ru продолжает следить за ситуацией по зависшим расчетам службы доставки IM logistics с интернет-магазинами. На днях мы снова связались с гендиректором компании Иваном Матвеевым ... Подробнее