подписка
Подписаться
Сергей Горбунов, руководитель отдела международных связей в департаменте по связям с общественностью RU-CENTER
24/08/2012

Этот доклад был прочитан на конференции "Электронная торговля-2011" и публикуется впервые.

Каждый год на ЭТ самые авторитетные эксперты рассказывают о правовых тонкостях и "подводных камнях" в работе интернет-магазина. Большинство докладов так и остаются коммерческой тайной. Разумеется, вы можете подождать еще 1-2 года и получить часть этой информации бесплатно. Но помните: ваши конкуренты не будут терять время даром. Многие из них уже зарегистрировались для участия в ЭТ-2012. Место встречи – Москва, "Рэдиссон-Славянская", 11-12 октября 2012 года. В программе Конференции – новый доклад представителей RU-CENTER о том, как правильно выполнять требования законодательства РФ по защите персональных данных. Хотите спокойно работать, не опасаясь проверок? На "ЭТ-2012" вы получите самую свежую правовую информацию и комментарии.


Я расскажу, как правильно использовать и защищать доменное имя таким образом, чтобы никто не смог его у вас незаконно отобрать или вы сами не лишились его по неосторожности.


Ошибки, которые могут привести к потере домена

Для начала рассмотрим несколько распространенных ошибок, которые допускают администраторы доменов и которые могут привести к потере доменного имени. Во-первых, это несвоевременная регистрация домена. Представьте, что вы открываете новый проект, придумали для него замечательный домен, но регистрацию отложили на потом. Вы напечатали визитки, разработали всю продукцию, приходите к регистратору, а домен, оказывается, уже занят. Такие досадные ситуации часты. Идеи витают в воздухе, поэтому, как только вам пришло в голову название домена, сразу его регистрируйте.

Далее, если вы проверяете, свободно ли доменное имя, делайте это на сайтах регистраторов или администраторов доменов верхнего уровня. Не проверяйте домены на сторонних неизвестных ресурсах, потому что очень часто страницы, маскирующиеся под WHOIS-сервисы (сервисы проверки, свободно ли доменное имя), делаются киберсквоттерами. Киберсквоттер из вашего запроса получает информацию о том, какой домен вы хотите зарегистрировать. В результате он такой домен регистрирует и потом вам же его предлагает купить.

Кроме того, если ваш сайт делает сторонняя веб-студия, необходимо очень внимательно читать договор. Если там прописано, что домен принадлежит вам, все хорошо. Но в некоторых случаях веб-студия оформляет домен на себя. В результате, когда вы пытаетесь сменить студию или у вас с ней портятся отношения, она может начать вас шантажировать, потому что в этом случае домен фактически вам не принадлежит.

Также при регистрации домена следует проверить, не совпадает ли доменное имя с каким-либо уже зарегистрированным товарным знаком. Если не совпадает, то лучше одновременно зарегистрировать и домен, и товарный знак. Тем самым вы оградите себя от возможных споров. Иначе может прийти правообладатель сходного товарного знака и "попросить" отдать ему домен, в том числе и в судебном порядке. Суд может вынести решение не в вашу пользу. Сходность домена с чужим товарным знаком – одна из распространенных причин потери доменного имени.

Кроме того, если вы регистрируете домен для юридического лица, необходимо регистрировать его на юрлицо, а не на сотрудника этой фирмы. В противном случае, если сотрудник уволится, права на домен останутся у этого человека, а не у компании.

Не забывайте, что необходимо внимательно относиться к своим паролям от договора. Если вы увольняете системного администратора, который управляет вашим доменным именем, надо обязательно менять пароли, чтобы бывший сотрудник не мог навредить вашей компании.

Наконец, за домены надо своевременно платить. В большинстве случаев регистраторы направляют уведомления, что пора заплатить за домен, но администраторы доменов иногда забывают это сделать. В результате домен становится доступен для повторной регистрации. Например, так было с доменом "Коммерсанта", а последний подобный случай произошел с доменом футбольного клуба "Зенит".


Виды мошенничества с доменными именами

Теперь рассмотрим различные виды мошенничества с доменными именами. Начнем с самого распространенного – это киберсквоттинг. Строго говоря, с точки зрения закона это не преступление. Киберсквоттеры регистрируют красивые запоминающиеся домены или домены, совпадающие или схожие с товарными знаками, чтобы их перепродать или выгодно разместить на них рекламу. Как бороться с киберсквоттингом? Если киберсквоттер зарегистрировал домен, совпадающий с вашим товарным знаком, вы можете попытаться решить дело в суде. Но если вы выбрали в качестве доменного имени какое-то общеупотребительное слово и обнаружили, что киберсквоттер уже зарегистировал такой домен, через суд вы ничего не добьетесь. Придется договариваться о приобретении этого домена. Порядок цифр здесь зависит от того, насколько привлекательно доменное имя. Есть домены, которые продаются за несколько десятков долларов. B то же время, есть имена, за которые их новые владельцы платят сотни тысяч и даже миллионы долларов. Самая крупная сделка на российском рынке, о которой известно на сегодня, – продажа домена Casino.ru за 250 000$. А на мировом рынке лидером является домен Sex.com – за него заплатили $12 млн. В России сумма большинства сделок на вторичном рынке доменов (без учета продаж премиум-доменов) составляет 100-200$. Стоимость премиум-доменов, как правило, намного выше.

Распространенный вид мошенничества – это хайджекинг, т.е. неправомерное завладение доменным именем. Например, подделывается письмо о передаче доменного имени. В результате первоначальный законный владелец лишается доменного имени и вынужден возвращать его в судебном порядке.

Еще один вид мошенничества – это обратный захват доменного имени. Какая-либо компания регистрирует товарный знак, совпадающий с уже существующим доменом, и затем подает на владельца этого домена в суд с требованием отдать доменное имя. Наиболее нашумевший случай из практики – домен elec.ru, на котором был размещен популярный сайт об электротехнической промышленности. Появился некий "Центр передовых технологий", который зарегистрировал товарные знаки elec.ru и elec, а затем пришел в суд с требованием передать домен elec.ru, который принадлежал ООО "Элек.ру". Суд разобрался в ситуации, выяснил, что товарные знаки были зарегистрированы именно с целью недобросовестного получения домена, и вынес решение в пользу владельца домена.

Зарубежная практика показывают примерно такой же исход событий, но здесь (в доменах .com, .net и так далее) разбирательство проводится по внесудебной процедуре. Это так называемая Единая политика рассмотрения споров о доменных именах (UDRP). Как правило, принимаются решения, аналогичные тем, которое было принято в отношении домена elec.ru.


Законодательное регулирование

Чем регулируется доменная отрасль в России? Во-первых, Правилами регистрации доменов в зонах .RU, .РФ и .SU. Правила – это локальный акт, утвержденный администраторами доменов верхнего уровня. Для доменов RU и РФ администратором является Координационный центр национального домена сети Интернет. Правила доступны на сайте Координационного центра

Для домена SU администратором является Фонд Развития Интернет. Правила доступны на сайте Фонда . Регистраторы обязуются выполнять правила в соответствии с имеющимся у них договором с администраторами доменов RU, РФ и SU. Деятельность регистраторов не регулируется федеральным законодательством РФ/


Кроме того, в 4-й части Гражданского Кодекса упоминается доменное имя в следующем аспекте. Запрещается незаконное использование товарного знака, в том числе в доменном имени, для обозначения товаров и услуг, кроме тех, для которых этот товарный знак официально зарегистрирован.

Ранее запрещалась регистрация доменного имени в качестве товарного знака в том случае, если само доменное имя было зарегистрировано ранее, чем производится попытка регистрации соответствующего товарного знака. Однако данное правило к настоящему моменту отменено. То есть регистрация доменного имени сегодня не блокирует возможность зарегистрировать такой же товарный знак.


Судебная практика

Ранее суды принимали решение в пользу правообладателей товарных знаков на основании как минимум, двух фактов:

1. Если домен ответчика сходен до степени смешения с товарным знаком.

2. Если на сайте, размещенном на данном домене, предлагаются товары и услуги, сходные с теми, для которых зарегистрирован товарный знак.


В последнее время суды не учитывают второй фактор. При этом, например, если на домене не размещено вообще никакой информации, это трактуется не в пользу его владельца и считается недобросовестной конкуренцией. Показателен случай с доменом MUMM.RU: он был отдан правообладателю даже несмотря на то, что не использовался для размещения сайта с предложением товаров и услуг, сходных с теми, для которых зарегистрирован товарный знак MUMM. Аналогичные решения были по доменам swatch.ru, mieleshop.ru, несмотря на то, что на них вообще не были размещены какие-либо сайты.


Надо отметить, что товарный знак или фирменное название должны быть зарегистрированы либо охраняться на территории России.

Относительно фирменных наименований есть важная оговорка. Согласно действующему законодательству, фирменное наименование подлежит охране целиком, т.е. с организационно-правовой формой. Например, подлежит охране название ООО "Ромашка", а "Ромашка" – уже нет. Однако суды очень часто игнорируют эти условия и выносят решения в пользу владельцев фирменных наименований, даже в том случае, если домен совпадает только с оригинальной частью. То есть суд может признать, что домен Ромашка.ru надо передать ООО "Ромашка".

Надо признать, практика достаточно противоречива, и суды идут долго. Например, правообладатель товарного знака КамАЗ боролся за домен kamaz.ru около десяти лет. Другой автопроизводитель, АвтоВАЗ, пытался получить домен lada.ru в течение трех лет. Когда дело дошло до суда, владелец неожиданно изменил на нем контент. Вначале это был сайт торгового дома автозапчастей. Когда же был подан судебный иск, там появился сайт про женщин по имени Лада, чтобы запутать суд. Суд в итоге вынес решение в пользу автопроизводителя. А домен avtovaz.ru концерн так и не смог получить по суду. АвтоВАЗ предоставил множество свидетельств о регистрации товарных знаков, но все они были выданы после 2000 года, а домен avtovaz.ru зарегистрировали в 2000 году.


Обращение в суд

Мы рекомендуем все доменные споры сначала пытаться решать посредством переговоров, и лишь потом обращаться в суд с требованием передать домен. Не во всех судах слушаются дела, связанные с доменными именами. 80% таких споров разрешается на данный момент арбитражными судами, причем самый популярный – это Арбитражный суд Москвы – около 60% споров.

Как правильно обращаться в суд? Нужно предварительно распечатать страницу, которая размещена на данном домене, и заверить ее у нотариуса. Нотариус составит протокол осмотра данной страницы. После этого вы можете обращаться с этой страницей в суд. Распечатка плюс протокол осмотра будут являться главными доказательствами нарушения ваших прав.



Права и ответственность регистратора

Очень часто к регистраторам обращаются правообладатели и лица, чьи права нарушаются в интернете, с требованием аннулировать регистрацию домена либо снять с него делегирование, потому что на сайте размещен противоправный контент. Важно помнить, что регистратор не несет ответственности за контент, размещенный на том или ином домене. За контент несет ответственность исключительно правообладатель (администратор) этого домена.

Что может регистратор? Во-первых, исполнить решение суда. Допустим, суд вынес решение передать домен правообладателю. Правообладатель обращается к регистратору, представляет все необходимые документы, и производится соответствующая передача. Кроме того, по требованию адвоката либо правоохранительных органов регистратор может сообщить сведения о владельце доменного имени, а также дать разъяснение по процедуре регистрации доменных имен.

Администратор, т.е. владелец домена, должен предоставлять сведения о себе по запросу регистратора. Если он этого не делает, к нему применяются санкции. Сначала это приостановка делегирования домена. Если в течение 60 дней после запроса владелец не предоставил сведений, регистрация домена аннулируется.

Как получить информацию о том, кем зарегистрирован домен? Первичный источник информации – это сервис WHOIS. Сервис WHOIS предоставляется регистраторами доменов и администраторами доменов верхнего уровня. Кроме того, данные о владельце доменов можно получить из базы данных регистратора. Однако такие данные предоставляются лишь по запросу суда, адвоката или представителя правоохранительных органов.

Информация о докладчиках и программе этого года – на http://conf.oborot.ru. Не пропустите главное событие года для интернет-магазинов!

Прокомментировать
Читайте также
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
10/12/2020
Доменное имя и товарный знак. Стоит ли их связывать? Какие риски? Что с судебной практикой?
Нужно ли регистрировать одноименный товарный знак, и что будет, если такой товарный знак уже зарегистрирован конкурентами? Попробуем разобраться.... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
15/09/2020
Как защитить право на доменное имя. Рассказывает юрист
Что делать, если ваш товарный знак используют в качестве доменного имени? Может ли доменное имя быть товарным знаком? ... Подробнее
Павел Акимов
27/11/2013
Доменные споры: 8 занимательных историй из судебной практики
Российский продавец пластиковых окон против корпорации Microsoft, гражданин Хорьков против японцев и другие доменные тяжбы. Как отстоять свой домен в суде, особенно если вы не Microsoft? ... Подробнее
05/02/2013
Начинается продажа двухсимвольных доменов .RU.COM
11 февраля 2013 года стартует продажа двухсимвольных доменных имен в зоне .RU.COM, которую проводят компании-регистратуры REG.RU и CentralNic. Прием предварительных заявок на самые "красивые" домены ведется с 4 февраля 2013 года.... Подробнее
Сергей Абрамян
25/09/2007
Киберсквоттинг как бизнес или кто такие киберсквоттеры
С развитием сети Интернет мир захлестнула эпидемия киберсквоттинга. Кто бы подумал на начальных этапах развития интернет-технологий, доменной системы адресации сайтов, что наступит такое время, когда домены будут продаваться и покупаться за десятки и сотни тысяч долларов?
Домены – для многих это в принципе болезненная тема... Подробнее